По оценкам, в столице Кении Найроби более 70% населения проживает в неформальных поселениях. История многих из них коренится в колониальной политике, когда «уроженец Африки» временно проживал в городе. Африканцы могли жить в городе только в качестве зарегистрированных рабочих.
По мере того как эти неформальные поселения росли с годами, их названия - и названия мест в них - выросли, чтобы инкапсулировать их историю.
Африканцев заставляли жить в рабочих помещениях, похожих на общежития. Несмотря на эти ограничения, некоторые все же перебирались из своих сельских домов в города. Однако с их незаконным статусом они могли строить лачуги (грубо построенные лачуги) только на неиспользуемой земле.
Эти трущобы время от времени разрушались, а жители вынуждены были возвращаться в свои сельские дома. Закон бродяжничества 1922 стал возможным с положениями для разделения, выселить, арест, Выгнать и ограничить движение «африканских рабочих».
Когда Кения обрела независимость в 1963 году, коренным африканцам было предоставлено право жить в любой части страны, включая городские районы, которые ранее были сильно ограничены. В результате многие люди переехали в город в поисках работы. В период с 1963 по 1979 год население Найроби выросло с 342 000 до 827 000 человек.
Найроби был плохо подготовлен к тому, чтобы справиться с таким массовым наплывом. Из газетных архивов я увидел, как нехватка жилья привела к расширению неформальных поселений и попыткам сдержать их с помощью сноса, но безуспешно. Другая стратегия сдерживания их роста, заключалась в отказе им в базовой инфраструктуре, такой как вода, канализация и электричество. Несмотря на это, население в этих областях росло в геометрической прогрессии.
И затем последовали названия - как будут называться эти поселения, населенные большинством, если не всеми, из более чем 40 этнических общин Кении? В конце концов, в отличие от других «запланированных» жилых районов, сами жители имеют прерогативу давать названия своим районам, а не местным органам власти или частным застройщикам.
Я провел исследование, в ходе которого изучал процесс присвоения имен трем крупнейшим гетто Найроби; Кибера, Матхаре и Мукуру. Я также посмотрел названия «деревень» поселка, дорог и тропинок, магазинов, киосков и других заведений.
То, что я обнаружил, было свидетельством исторической несправедливости, такой как захват земель, насильственные выселения и поджоги, а также городского неравенства, такого как отсутствие базовой инфраструктуры. Имена дали голос жителям, представляя проблемы, с которыми они борются каждый день.
Что в имени?
Кибера
Кибера находится примерно в 6 км от центра Найроби. Он занимает площадь 2,5 км², а численность населения составляет от 200 000 до 1 миллиона человек. Это большое неравенство связано с большим количеством незарегистрированных людей, которые живут там, и тем, что многие люди постоянно въезжают и уезжают. Официальная статистика не может этого зафиксировать.
История Кибере является неразрывно связана с нубийским сообществом, родом из Судана, которые были доставлены в Кению в британской колониальной власти, чтобы служить в Восточно - Африканской Винтовке, полка британских колониальных вооруженных сил. Они поселились в Кибере в начале 1900-х годов.
Первоначально поселение называлось «Кибра» на нубийском языке, что означает лес или джунгли. После обретения Кенией независимости в 1963 году здесь поселились другие африканские общины. Они произнесли это слово неправильно, и оно превратилось в «Кибера».
Кибера в настоящее время разделена на 13 деревень. Многие названия деревень отражают военную историю поселений. Например, «Лайни Саба», первоначально известная как «Лайн Шабаан», относится к области стрельбища. Кибера тоже была организована в «лагеря», как это бывает в военных казармах. Например, область «Камби Кар» названа в честь Королей Африканских стрелков (KAR) и «Камби», что на языке суахили означает «лагерь».
С момента основания поселений у жителей Киберы были напряженные отношения с властями, которые пытались их выселить. Некоторые имена являются намеком на эту борьбу. Например, «Соуэто-Восток» и «Соуэто-Запад» названы в честь южноафриканского городка, чтобы отдать дань уважения студенческим восстаниям 1976 года против властей.
Mathare
Матхаре находится примерно в 6 км к северо-востоку от центрального делового района Найроби. Название «Матхаре» происходит от слова кикуйю (самая большая этническая группа в Кении), обозначающего деревья драцены.
Поселок имеет давнюю историю. Первые жители прибыли в 20-е гг. Он был известен как исторический центр оппозиции колониальному правительству, жители которого участвовали в антиколониальном движении Мау-Мау. Это сделало его постоянным объектом сносов и поджогов в период чрезвычайной ситуации с 1952 по 1960 год. Главная дорога, проходящая через поселок, называлась «Дорога Мау-Мау».
Жители Матаре долго боролись с выселением. Во многом это произошло потому, что некоторые люди у власти - от членов парламента до вождей - захватили землю. Например, в 1999 году некоторые жители были выселены, чтобы освободить место для мечети, и должны были быть переселены, но вместо этого люди из-за пределов поселения были переселены туда, чтобы жить там. Это вызвало крупный конфликт, и этот район был назван «Косово» после войны в Косово, которая происходила примерно в то же время.
В Матхаре также есть много небольших кварталов, названных в честь стран, известных в этой области. Например, район, известный как «Нигерия» из-за незаконного бизнеса, такого как торговля наркотиками, который, как сообщается, осуществляется там некоторыми западноафриканцами. Еще есть «Кампала» из-за большого количества иммигрантов из Уганды.
Мукуру
Мукуру - обширное поселение, расположенное к востоку от центра Найроби. Он граничит с промышленным районом, и многие жители работают временными рабочими на промышленных предприятиях. Мукуру площадью 2,7 км² является самым большим (по площади) из трех поселений. По оценкам, с населением в 300 000 человек он занимает второе место после Киберы. Это также новейший поселок, построенный в 1980-х годах.
Мукуру - особенно опасный поселок для проживания. В нем есть нефтепровод, высоковольтные линии электропередачи и протекающая через него сильно загрязненная река Найроби. В поселке 21 деревня или микрорайон.
Истоки названий деревень Мукуру разнообразны. Один назван Синаем в честь горы в Израиле, потому что он находится на относительно высоком месте. Другой называется «Мото Мото» (что на суахили означает «огонь» или «жарко») из-за опасности возникновения пожаров в поселении. Фактически, одной из самых страшных пожарных трагедий в Кении в недавнем прошлом был пожар на Синайском полуострове 2011 года, вызванный утечкой топлива. Это привело к гибели 120 человек и более 100 получили ранения.
Другие названия деревень включают Ямайка, Кингстон, Косово, Даймонд и Момбаса. Эти названия отсылают к образу жизни жителей, а также к условиям жизни. Ямайка и Кингстоун указывают на растафарианский образ жизни, принятый некоторыми молодыми людьми, Косово (как и в Матхаре) указывает на конфликты с местными властями, а Момбаса, кажется, имеет два значения: одно - это район, который наводняется, показывая хрупкое экологическое состояние деревня, а другой символизирует место, где люди любят развлекаться так же, как «Момбаса Раха», особенно, попивая дешевый ликер.
Проблеск
Моя работа показывает невероятное количество имен в неформальных поселениях Найроби и дает возможность заглянуть в реальность жизни людей, которые их населяют.
Названия отражают проблемы, с которыми сталкиваются жители, и поэтому сторонники благоустройства трущоб должны постараться понять названия в неформальных поселениях как шаг в выявлении проблемы. Понимание этих восходящих процессов именования дает более детальное и глубокое понимание наших бедных городских сообществ.