«Во всяких непредвиденных обстоятельствах включаются другие части мозга, но в случаях, когда дело касается выполнения правил, рулит именно лобная кора». (Р.С.) – Вообще-то, вопрос «кто рулит» – скорее философский, нежели биологический, например, рассмотрим ситуацию: машины стоя́т на перекрёстке со светофорами и движутся в соответствии с указаниями светофорных сигналов – кто в этой ситуации на са́мом деле рулит? – Светофоры, машины или водители машин? (или, возможно, кто-то или что-то ещё?) Или рассмотрим другую ситуацию: компьютерная игра, компьютер, некоторая определённая область памяти которого отведена конкретному персонажу игры́, и мы за ней наблюдаем – мы видим, как в зависимости от изменения ситуации в игре меняются состояния области памяти персонажа и затем (О, чудо!) персонаж на экране совершает какие-то действия. Кто же на са́мом деле рулит в этой ситуации? – Если бы мы не знали, что за всем этим стои́т пользователь компьютера (реальный игрок), то наши гипотезы крутились бы вокруг компьютера, его частей, экрана и электромагнитных образов.
«Говорить правду порой совсем нетрудно, спасибо выработанному автоматизму». «Труднейшие моральные решения с лёгкостью принимаются при включении нейробиологического автоматизма». (Р.С.) Но кто или что и как определяет саму правду? – Является ли правдой то, что общепринято или когда-то признано правдой? Автоматизм в этих вопросах свидетельствует не в пользу разума и сознания, – в их пользу свидетельствует способность к переоценке известного и осуществление этой переоценки всякий раз при принятии решения. В противном случае познавательный процесс останавливается, разум «засыпает», отдаваясь на волю автоматического ума. Таким образом, процессы в мозге можно рассматривать как отражение процессов в сознании, а не наоборот.
«Мы видим… разрушаются нейронные свя́зи… Поэтому… регистрируются при этом поведенческие нарушения». (Р.С.) О чём это свидетельствует? – О том ли, что форма управляет сознанием (разумом)? Если машина перенесла аварию или сломалась и теперь ведёт себя странным образом, т.е. вовсе не так, как должна бы вести себя исправная машина, то говорит ли это хоть что-то о водителе?
[ Продолжение следует… ]