В 1970-м году 3 июня (по другим сведениям – 5-го) состоялся релиз «Deep Purple in Rock», четвёртого альбома группы (и первого в составе Mark II), который продемонстрировал полную смену стиля и давно считается одним из «основополагающих» в хард-роке. Запись прошла с октября 1969-го по июнь 1970-го в разных студиях; в качестве продюсеров и авторов указаны все музыканты группы.
Ранее, после американского тура, Блэкмор, Лорд и Пэйс решили «утяжелить» свой саунд. (Инициатором стал Блэкмор, впечатлённый дебютом Led Zeppelin). Следующим шагом стало решение сменить вокалиста – и, по совету бывшего коллеги Мика Андервуда, Ричи сотоварищи отправится послушать группу Episode Six, в которой пел Иэн Гиллан. Ему предложат работу. Иэн позовёт своего приятеля и соавтора Роджера Гловера; тот поначалу сомневался, но записав с «перплами» сингл «Hallelujah», согласился. (Для Эванса и Симпера увольнение станет сюрпризом; Episode Six тоже не хотел отпускать Гиллана и Гловера, так что они продолжат работу в группе до конца июля, но уже 10-го Mark II выступит в составе, который принято считать классическим).
Для репетиций было выбрано здание заброшенной лондонской школы Hanwell Community Centre; по словам Гловера: «…это было единственное место, где мы могли по-настоящему пошуметь». Репетиции были прерваны для Concerto for Group and Orchestra Лорда с Оркестром Королевской филармонии в сентябре. Запись началась в лондонской IBC Studios в октябре, но музыканты были вынуждены то и дело прерываться на концерты. (Жить-то надо!). Однако, по словам Гиллана, эти выступления позволили «отточить» материал для альбома.
Синглом вышла не вошедшая в пластинку «Black Night»; песня достигнет второго места в британском чарте (высочайшее для «перплов» за всю карьеру); четвёртого в Ирландии, первого в Швейцарии и 66-го в США.
«Speed King» возник из риффа Гловера; поначалу песня называлась «Kneel and Pray». Гиллан написал текст, используя песни Литтл Ричарда.
«Bloodsucker» через многие годы будет переписана уже со Стивом Морсом для альбома «Abandon» 1998-го.
«Child in Time» Лорду «навеяла» «It's a Beautiful Day» американской группы Bombay Calling; однако, «перплы» существенно изменили песню, а Гиллан не только написал антивоенный текст, но и сделал «Child in Time» шедевром – вокал Иэна в этом треке изумляет.
«Flight of the Rat» стала последней песней, записанной для альбома, и возникла из аранжировки Гловера «Полёта шмеля». Также Роджер – автор «Into the Fire», предостерегающей от наркотиков.
«Living Wreck» группа сначала сочла неподходящей для альбома, но потом передумала. «Hard Lovin' Man» основана на риффе Гловера и была написана в процессе джема. Группе понравится работа звукоинженера Мартина Бёрча, и их сотрудничество продолжится.
Критики расхвалят альбом, отмечая его новаторство.
Пластинка доберётся до 143-й позиции US Billboard 200; займёт 15-е место в Дании; 4-е в UK Albums Chart; первое в Австралии и Германии, став со временем золотой в Аргентине, Великобритании, Италии, Нидерландах, США, Франции, ФРГ. К 25-летию вышло юбилейное издание. (И Ваш покорный слуга заботливо хранит этот CD, как и винил).