Сказки, которые мы читаем в детстве, обычно представляют собой многократно отшлифованные и олитературенные версии изначальных сюжетов. А если заглянуть в оригиналы, записанные фольклористами, там можно встретить серьезные отличия.
Понятие "оригиналы" тут, конечно, весьма условно. Ведь сказки веками передавались из уст в уста. Там менялись разные детали, поэтому вариаций одной и той же сказки может быть много. Поэтому оригиналом литературоведы называют обычно первую запись сказки, сделанную фольклористами.
Первые зафиксированные версии русских народных сказок стоит искать в сборниках великого русского этнографа и фольклориста Александра Афанасьева. Свет они увидели в середине XIX века. Именно на них основываются все последующие литературные переработки, которые мы встречаем в современных собраниях сказок для детей.
И, конечно, как мы уже говорили, многое там было додумано, убрано, смягчено.
Взять, например, сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Все помнят, как неразумный братишка вопреки всем уговорам испил воды из отпечатка козлиного копытца? Стал он прехорошеньким козленочком, а в конце сказки расколдовался и снова превратился в братца Иванушку. Так?
Нет, в изначальных текстах все не так.
У Афанасьева приведено четыре варианта этой сказки. В трех из них Иванушка оборачивается после своего прегрешения козленочком. А в четвертом - беленьким баранчиком. Дальше сюжет развивается знакомым нам образом, а в конце...
А в конце Аленушку вызволяют со дна речного и все у нее становится хорошо. Живет она с мужем, добра наживает, а братец ее Иванушка весело бегает по двору. Козленочком.
Вот варианты концовок:
- "После того царь с царицей и с козленочком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели".
- "Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил ее; узнал обо всем, всех пересек, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо".
- "Барин взял Оленушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять".
И только в одной-единственной версии братец возвращает себе человеческий облик. Но там он был не козленочком, а белым баранчиком:
- "Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!"
Вот так-то. Из козлят, оказывается, обратного пути в люди нет! Только из баранчиков.
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!