Найти тему
Краснодарские Известия

Почему на картине Мунка человек кричит? Учимся понимать искусство

Оглавление

Творческие люди в большинстве своем имеют непростой характер, который всегда находит отражение в их искусстве. Автор знаменитого «Крика» был как раз из таких. "Краснодарские известия" расскажут, почему человек, изображенный на его самом известном полотне, кричит, и о чем еще говорил в своих картинах Эдвард Мунк.

Каждый понимает искусство по-своему. Кроме того, искусство помогает человеку лучше осознавать собственные эмоции и мысли. С этой точки зрения невозможно прочитать картину «не правильно», однако знание личности и мыслей художника может открыть новые смыслы и грани. Эдвард Мунк был, как и многие художники, тонко чувствующим мир, нервным и эмоциональным человеком.

Кричащий закат

Крик, 1893 г.
Крик, 1893 г.

В его восприятии природа была опасной и драматичной. На знаменитом полотне «Крик» человек, изображенный на переднем плане, вовсе не человек. Он – олицетворение заката, который вызвал ужас и отчаяние у художника. Это становится понятно из дневниковых записей Мунка о прогулке с друзьями:

– Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу.

Смерть и луна

Несмотря на то, что природа Мунка пугала, его восхищали и завораживали ночь и луна. Поэтому на его полотнах часто встречается луна, причем, только полная – он был убежден, что ночное светило бывает только таким и отказывался признавать месяц луной.

Мунк слишком часто сталкивался с потерей близких: когда ему было пять, умерла от туберкулеза его мать. Через десять лет он потерял любимую сестру, позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных, рано скончался брат. Несчастья и болезни воплотились в картинах Мунка в образе стула. О нем он сам говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали». После лечения в психиатрической клинике картины Мунка стали более оптимистичными, но из них исчезла вся мощь. И это не удивительно: художник и сам признавал, что беды и потери были для него сильнейшим вдохновением.

Смерть в комнате больного, 1893 г.
Смерть в комнате больного, 1893 г.

Женщины

Эдвард Мунк пользовался успехом среди женщин, но счастливым семьянином так и не стал. Зато регулярно оказывался втянут в любовные драмы. Одной из его муз была роковой дамой, другая требовала свадьбы и, как казалось самому Мунку, преследовала его. Во время одной из ссор дама сердца ранила художника в левую руку, навсегда искалечив один из пальцев.

Неудачные романы, как и потери близких, стали факторами, которые привели художника к депрессии. В его картинах женщины очень часто – жестокие создания, которые могут погубить мужчину.