Найти в Дзене

«Чапаев» (1934). Фильм, который называли любимым Сталин и Путин

Оглавление
6 причин, почему фильм «Чапаев» 1934 года не устарел
6 причин, почему фильм «Чапаев» 1934 года не устарел

Вы решаете посмотреть старый фильм. Когда-то он вам нравился.

Смотрите. И замечаете, что он... безнадежно устарел. И разочарованно задаете себе вопрос: как так вышло? И как это зрелище вообще могло радовать?

У вас такое было? Уверен, да.

Фильм режиссеров братьев Васильевых «Чапаев», к счастью, к числу таких разочарований не относится. Он не только остается советской киноклассикой, но его продолжают смотреть и обсуждать и сегодня. На «Кинопоиске» его рейтинг - 7.9. Согласитесь, неплохо для черно-белого фильма, снятого в 1934 году.

Я перечислю причины, благодаря которым это кино, в любви к которому признавались Сталин и... Путин, не теряет актуальности. Поехали!

1. Драматургия

В основе народной любви - сценарий. Он написан даже не по повести Дмитрия Фурманова, который умер в 1926 году от менингита, а по разработке, которую предложила для кино вдова писателя Анна Стешенко-Фурманова. Кстати, некоторые полагают, что именно она была одним из прототипов знаменитой Анки-пулеметчицы в фильме. Несмотря на то, что в книге такого персонажа нет.

Режиссеры фильма, Георгий и Сергей Васильевы, критически отнеслись к ее сценарной разработке. Они многое переписали, тем более, что у них был сосбственный боевой опыт. В фильме практически не осталось парадных сцен и партийной риторики. История приобрела неформальный, ламповый характер.

Также повествование разделили на серию коротких эпизодов (3-5 минут). В каждом эпизоде персонажи отстаивают противоположные точки зрения, обязательно есть полемика, спор. В каждой сцене кто-то остается победителем, а кто-то побежденным. Такого не было не только в сценарии А.Н. Фурмановой, но и в романе ее мужа.

Полагаю, именно из-за предельно насыщенной конфликтами структуры фильма за героями интересно наблюдать и через 80 лет после создания фильма. При этом поводы для сопров в фильме - не только борьба с белыми. Причинами разногласий прежде всего становятся внутренние проблемы красных:

  • Допустимо ли бойцам Красной Армии мародерствовать?
  • Как стоит принимать решения в бою и в тылу?
  • Почему нельзя бросать оружие?
  • Кто главнее - командир или политрук?
  • Слушать ли саботажников перед боем?
  • Зачем нужен аккуратный внешний облик бойца и командира?

Персонажи фильма, сталкиваясь с простыми и, одновременно, принципиальными вопросами, лишены глянца. На наших глазах они влияют друг на друга. Становятся лучше, меняются сами и меняют жизнь вокруг.

2. Живое наставничество

Одна из самых «мемных» сцен фильма: Василий Иванович Чапаев с помощью картофелин объясняет принципы командования
Одна из самых «мемных» сцен фильма: Василий Иванович Чапаев с помощью картофелин объясняет принципы командования

Герои понятны каждому, и почти все вышли из народа и «академиев не заканчивали». Но на протяжении всего фильма мы видим, как одни персонажи учатся у других. Обучение носит взаимный характер.

Ординарец Петька учит бывшую ткачиху Анну обращаться с пулеметом. Она в ответ добивается от него галантного ухаживания.

Чапаев помогает комиссару Фурманову освоить полевую военную науку, делится практическим опытом. Фурманов помогает Чапаеву разобраться с теорией, расширяет кругозор красного командира.

Чапаев в знаменитой сцене с картошкой, наглядно показывает комбригу Еланю тактику действий командира в бою. И получает обратную связь от Еланя: на самом деле сам Чапаев действует иначе в реальных военных действиях. Не прячется в отдалении на лихом коне, а чаще с войсками в первых рядах нападающих.

Все герои быстро учатся друг у друга, перенимая важное как для совместных действий, так и для личного развития. В этом они добиваются результатов. Например, Чапаев осваивает грамоту и базовые знания о военной тактике за несколько месяцев. Фурманов уезжает в конце фильма в Туркестан по причине того, что всему научился и всему научил Чапаева, навел порядок и организовал партийную организацию.

Вообще возникает ощущение, что главные герои фильма не только находятся на войне, но каждый день сдают экзамены в средней школе. Это не только военный фильм, но фильм-воспитание. Это соответствует эпохе: именно таким образом рабочие и крестьяне меняли в то время привычки и образ жизни, делали карьеру как в армии, так и в гражданских професииях.

3. Главные герои

Исполнители главных ролей слева направо: Чапаев - Борис Бабочкин, Петька - Леонид Кмит, Фурманов - Борис Блинов и Анна - Варвара Мясникова
Исполнители главных ролей слева направо: Чапаев - Борис Бабочкин, Петька - Леонид Кмит, Фурманов - Борис Блинов и Анна - Варвара Мясникова

Одни харизматичные, настойчивые, другие гибкие и верные. Вспыльчивый, быстрый, решительный Чапаев. Он не раздумывая готов пожертвовать собой и упорно решать самую трудную, едва ли выполнимую задачу:

- Чапаев никогда не отступал!

И в пару ему - рассудительный, неторопливый, спокойный Фурманов. Который укладывает раздражение в комплимент, а комплимент в цитату. Помните, как он реагирует на разбитый в сердцах о стену буйным Василием Ивановичем табурет? Перефразирует «Ревизора» Гоголя:

- Александр Македонский, конечно, тоже был великий полководец. Но зачем же табуретки ломать?

На мой взгляд вершина армейской дипломатии. Что думаете?

Такую же пару, в которой один - выносливый и настойчивый, а другой - терпеливый, внимательный и податливый, мы замечаем и в другой постоянной паре. Прямодушная Анна и ординарец Чапаева Петька, верный не только ей, но и командиру:

- Не могу я его сейчас бросить! А ты скачи <за подмогой>!

Но в критических ситуациях, благодаря живому наставничеству, воспитанию друг друга, эти герои вдруг проявляют нехарактерные черты. И кажется, именно это сочетание настойчивости и гибкости в команде героев гражданской войны обеспечивает всем им вместе победу над врагом.

4. Убедительный образ врага

Полковник С. Н. Бороздин (роль исполняет Илларион Певцов)
Полковник С. Н. Бороздин (роль исполняет Илларион Певцов)

Главный враг красных в фильме - полковник Сергей Николаевич Бороздин. В первых сценах мы даже симпатизируем ему: он играет на фортепиано «Лунную сонату», вдруг цитирует Ленина, признавая его правоту в управлении массами. По-своему оценивает гений Чапаева как достойного врага. И даже проявляет сочувствие к своему денщику Петровичу, человеку из народа.

Однако когда Петрович просит за своего брата-перебежчика Митьку, чтобы его не расстреливали, Бороздин вроде бы смягчает наказание, но на практике лишь меняет способ казни: Митьку вместо расстрела избивают шомполами, отчего он все равно гибнет.

Петька, который специально отправляется, чтобы взять «языка», повстречавшись с Петровичем, отпускает его, потому что узнает, что у него при смерти брат. Это грозит Петьке трибуналом, но он все равно с сочувствием относится к беде своего врага. В итоге Петрович сам переходит на сторону красных и приносит важные сведения.

Таким образом авторы фильма военно-сословный конфликт между красными и белыми выражают через понятную человеческую ситуацию. Красные побеждают прежде всего потому, что они добрее, на самом деле жалеют тех, кому тяжело.

Вообще искусству создавать характеры антагонистов в исторических фильмах на примере образа полковника Бороздина могут поучится современные авторы исторического кино.

5. Игра в Чапаева

Режиссеры фильма - однофамильцы Сергей и Георгий Васильевы в шутку называли себя братьями
Режиссеры фильма - однофамильцы Сергей и Георгий Васильевы в шутку называли себя братьями

Фильм «Чапаев» сильно отличается от однименной книги Д. Фурманова. Но фильм и книгу объединяет одинаковое понимание гражданской войны.

Откройте «Тихий Дон» М. Шолохова. Война в этом романе - разбушевавшаяся стихия, источник горестей, которая не щадит никого, ни белых, ни красных, ни военных, ни гражданских.

Благодаря лихому образу Чапаева и в повести Фурманова, и в фильме братьев Васильевых война - лихое, интересное, полное ярких эмоций и приключений предприятие. Война - прежде всего игра. Участники военных действий играют, осознавая опасность, готовы в любой момент расстаться с жизнью.

Здесь братья Васильевы следуют скорее за повестью П. Бляхина «Красные дьяволята», а также за его экранизацией И. Перестиани, снятой в 1923 году.

Именно «Чапаев» во многом сформировал традицию совестких школьников играть «в войнушку».

Два наглядных образа военного шоу: от белых и от красных
Два наглядных образа военного шоу: от белых и от красных

Интересно сравнить, как в фильме «играют» в войну белые - устрашающе и выверенно двигаясь в психической атаке. Это уже даже не игра, а марш, слаженное упорядоченное действо. Также неумолимо будут двигаться «свиньей» псы-рыцари в фильме «Александр Невский» (1938).

Чапаевцы в отличие от каппелевцев действуют живее, стихийно атакуют, максимально используют динамику и спонтанность боя. Совсем как в известной игре в Чапаева в шашках. Ну, и конечно, важно то, что чапаевцы используют сведения, которые им предоставил Петрович.

6. Жанр: трагедия

Несмотря на то, что на «Кинопоиске» фильм назван военной драмой, на самом деле это трагедия. Самая настоящая - сопоставимая с лучшими образцами античных авторов, Шекспира и Шиллера. Одна из немногих сильных трагедий, снятых в СССР.

Друзья, подписывайтесь на канал!

А небольшая финансовая поддержка поможет написать новые статьи о советском кино. Заранее спасибо!