Последние два года наступления весны я особенно жду. Дело в том, что как только сойдёт снег, я сразу же встаю на самокат. На нем я добираюсь до любой нужной мне точки Копейска, будь то работа, администрация города, кружки или школа ребёнка, магазины, аптеки, и так далее.
Передвигаться на этом виде транспорта получается быстро, недорого, приятно и экологично. Таким образом, вот уже два сезона подряд мой основной транспорт для передвижения по городу – самокат. За это время я получила массу вопросов о своем двухколесном друге как от знакомых, так и от незнакомых людей. Их накопилось достаточно, чтобы сделать вывод, что тема передвижения на самокате интересна многим, так почему бы не рассказать о ней подробно и, может быть, самокат войдёт, или точнее, плавно вкатится и вашу жизнь.
«А он электрический?»
Нет! У меня механический самокат. То есть, чтобы привести его в движение или ускориться, нужно отталкиваться ногой. Электрических самокатов именно этой весной стало очень много в Челябинске, в нашем городе тоже есть, но пока единицы. Однако лично мне этот транспорт не так удобен, как механический самокат, более того – я считаю его достаточно опасным как для обладателя, так и для окружающих. Дело в том, что электрический самокат развивает скорость до 40 км в час, а некоторые модели – до 60 – такому транспорту, пожалуй, место на дороге, но все же ездят на самокатах в основном по тротуарам. Далеко не все копейские тротуары позволяют передвигаться на такой высокой скорости – небольшая яма или выбоина на пути может лишить водителя самоката равновесия или даже сбить с ног в прямом смысле. Кроме того, передвигаться на электросамокате для своей безопасности лучше в дополнительных средствах защиты, что не особо удобно.
Мой механический самокат развивает скорость до 20 км в час, а средняя скорость передвижения по городу – 10-15 км в час – так гораздо комфортнее и безопаснее – я могу быстро среагировать на препятствия, резко остановиться или кого-либо объехать.
Вам стоит подумать о покупке самоката, если:
– у вас много передвижений по городу и нет машины,
– даже если есть машина, но вы не любите заморачиваться с парковкой, попадаете в пробки, и иногда вам кажется, что быстрее дойти, чем доехать,
- вы – за экологию родного города, региона, страны,
- у вас есть дети, которые любят кататься на самокате, и вам бы хотелось гулять с ними на одной скорости,
- вам комфортна скорость движения самоката – чуть ниже скорости велосипеда,
- вы знаете правила дорожного движения, внимательны и наблюдательны – внезапно вы бежавшая на дорогу собака не испугает вас,
- в экстренных ситуациях вы действуете грамотно и быстро.
«Тогда что это за рычаг?»
На правой стороне руля на моем самокате есть рычаг, его многие ошибочно принимают за «газ». На самом деле это ручной тормоз. При этом на самокате имеется и классический тормоз – металлическая накладка на заднее колесо, на которую нужно надавить, чтобы самокат замедлился или остановился. Наличие ручного тормоза, на мой взгляд, - важное условие для взрослого самоката. Поясню: в детстве у меня самоката не было, поэтому навык тормозить ногой у меня в принципе не сформирован, кроме того, я не передвигаюсь на своем двухколесном друге исключительно в кроссовках. Летом я надеваю босоножки на низком каблуке, лоферы, сандалии и давить на заднее колесо в такой обуви далеко не всегда удобно. И ещё один плюс в пользу ручного тормоза – так не портится обувь, ведь ножной тормоз находится сзади и человек нажимает на него не глядя, а это может привести к царапинам или загрязнению обуви. Ну и конечно, нельзя не сказать о скорости – нога в случае опасности так быстро не доберётся до тормоза, как рука.
«И как ездить по нашим дорогам?»
Многих от покупки самоката останавливает именно вопрос комфортной городской среды для передвижения на таком транспорте. На самом деле, тротуары Копейска вполне пригодны для передвижения на велосипедах, самокатах, да даже скейтах. Конечно, на самокате можно проехать далеко не везде: встречаются узкие многолюдные пешеходные дорожки или их отсутствие, попадается и старый, покрытый трещинами асфальт, есть места, где шатается тротуарная плитка, - все это, безусловно, таит опасность. Но этих мест в центре города не так уж и много, и потом, если препятствие на дороге никак не объехать, всегда можно спешиться и пройти несколько шагов. Все же, я больше еду чем иду.
Катание на самокате:
* тренирует сердечно-сосудистую систему;
* укрепляет опорно-двигательный аппарат;
* стимулирует работу дыхательной системы;
* развивает вестибулярный аппарат;
* предупреждает развитие варикоза;
* укрепляет нижние конечности;
* очищает легкие;
* снижает риски образования тромбов;
* улучшает состояние сосудов;
* закаливает иммунитет;
* развивает координацию движения;
* укрепляет нервную систему.
В процессе езды активно работают подколенные сухожилия, а также мышцы ног (развиваются бедра, икры); ягодиц (если регулярно менять ногу); спины и пресса.
Если у человека масса тела составляет 70 кг, то за 15 минут езды он будет сжигать 35 ккал. За час катания это количество будет составлять 420 ккал.
«Это безопасно?»
Тот, кто едет на самокате – это водитель или пешеход? Я отношу себя скорее к пешеходам – скорость самоката существенно ниже скорости автомобиля, и езжу я в основном по тротуарам. Но при этом, самокат – такой же источник повышенной опасности, поэтому, приближаясь к людям, детям, животным, я сразу притормаживаю – чтобы не пугать их и не принести никому вреда. В условиях трудного проезда могу просто пойти пешком. Кроме того, ПДД никто не отменял, и переходить проезжую часть нужно спешившись, ведя свой транспорт рядом.
Стоит отдельно сказать и про безопасность в период гололеда или дождя. Моё единственное за два с половиной года падение с самоката было в дождь. Разбив коленку, с тех пор я оставляю самокат дома, если в прогнозе погоды стоят осадки. Гололед – также не время для комфортного проезда на двух колесах, ведь шипованной резины на колеса самоката нет, поэтому с поздней осени до теплой весны мой экологичный транспорт зимует в гараже. Если дождь начался внезапно, лучше не испытывать судьбу и двигаться дальше пешком, катя самокат рядом. К слову, сильный ветер также может затруднить движение.
«Это только в кроссовках ездить?»
Нелюбительниц спортивного стиля могу заверить в том, что самокат совсем не обязывает носить исключительно штаны и кроссовки. Современная мода позволяет выглядеть стильно и в юбке с кедами. Конечно, плоский ход более удобен для передвижения на самокате, нежели каблуки. Но сегодня в магазинах такое разнообразие моделей с низким каблуком, что можно подобрать и комфортный для передвижения на самокате образ, оставаясь при этом в рамках хоть делового стиля, хоть женственного.
Пару слов стоит сказать и о сумках: перевозка тяжелых пакетов и больших сумок на самокате очень затруднительна. Максимально удобны небольшие модели с ремешком через плечо или рюкзаки - чтобы не стеснять движения.
Правила полезной езды:
* не катайтесь сразу после принятия пищи;
* активная езда должна чередоваться с отдыхом;
* при падении старайтесь падать не на спину, а вперед;
* чередуйте ноги.
«А я смогу?»
Тут стоит получить консультацию своего врача – можно ли вам иметь такую физнагрузку, нет ли проблем опорно-двигательного аппарата, искривления позвоночника и других ограничений по здоровью. Если же здоровье позволяет, то рост, вес, возраст не имеют значения – сейчас можно подобрать двухколесный транспорт практически под любые параметры.
«Можно прокатиться?»
Сегодня практически во всех крупных городах нашей страны все больше развивается самокатное движение. Всего пару месяцев назад и в Челябинске открыли первый прокат самокатов, правда, электрических. Чтобы покататься, нужно скачать специальное приложение в свой телефон и на карте найти ближайший свободный электросамокат. В приложении есть подробная инструкция для онлайн оплаты и краткосрочной аренды. Чтобы проверить, подходит ли вам этот вид транспорта, комфортно ли вам будет на нём передвигаться, можно приехать и взять самокат на некоторое время. Я именно так и приняла когда-то решение о покупке – три года назад в Сочи мы с дочкой на протяжении недели передвигались по городу только на арендованных самокатах - в тот момент я поняла, что мечтаю именно так добираться на работу и колесить по городу.
«До Челябинска можно доехать?»
А зачем? До Челябинска на самокате доехать можно, но некомфортно и небезопасно. Напомню, от Копейска до Челябинска нет тротуара, а по дороге ехать опасно. При этом, конечно, в Челябинске больше скверов, парков, каких-то открытых пространств, где можно с удовольствием покататься. Но и тут нет проблем - самокат максимально удобен в перевозке. Почти все модели складываются ровно напополам и в сложенном виде занимают место примерно как тубус в метр длиной и сантиметров 30-40 в диаметре. То есть при желании покататься в парке можно прихватить самокат из Копейска в Челябинск с собой и добраться как в общественном транспорте, так и в авто.
«А где хранить?»
Это тоже немаловажный вопрос для владельца самоката. Самокат – не велосипед, его удобно нести по лестнице, катить рядом в магазине, у него есть удобная подножка. Дома или на работе это средство передвижения занимает мало места. А вот оставлять свой транспорт во дворе, в подъезде или в учреждениях чревато – там его могут украсть. Здесь не могу не отметить, что ребенку уезжать на самокате в школу или кружки, конечно, было бы удобно, но вот оставить его на время занятий негде: велосипедные замки для самоката тяжеловаты и ненадежны, оставлять транспорт в раздевалке – не разрешают.
Цена вопроса
Стоимость механического самоката для взрослых с ручным тормозом начинается от 5 000-6 000 рублей и варьируется в среднем до 15 000 руб. Стоимость электрических самокатов существенно выше: от 15 000 до 50 000 рублей.
Выгоднее всего самокат покупать в конце сезона – с августа по октябрь - в это время и выбор есть, и уже действуют скидки. Если вы не уверены, что самокат будет вам комфортен, можно купить б/у аппарат на «Авито» или «Юле».