Приветствую читателей. Поведаю две истории о попытках эвакуировать мой автомобиль. Оба раза мне удалось выйти сухим из воды и полностью избежать наказания.
Развернулся до перекрестка
Банальная ситуация, казалось бы: мой автомобиль припаркован под знаком 3.27 Остановка запрещена, а сам я нахожусь на работе, в офисе. Звонок на телефон - коллега сообщает, что мою машину цепляет эвакуатор. Ноги в руки - через минуту я уже на улице, предъявляю документы на машину. Разочарованный сорвавшимся заработком водитель эвакуатора начинает отцеплять крюки от машины, а инспектор ГИБДД приглашает меня в машину для оформления правонарушения.
Беседа в автомобиле ДПС не заладилась:
- Инспектор: что ж вы под знаком паркуетесь?
- Я: при моей траектории движения я не вижу установленный знак 3.27.
- Инспектор: вы тут работаете и не знаете, что там есть знак?
- Я: а почему я должен о нем знать? Я всегда заезжаю с другой стороны, знак ко мне развернут тыльной стороной.
Предлагаю инспектору составить протокол вместо постановления, т.к. последнее я подписывать отказываюсь и буду оспаривать штраф. В ответ получаю назад свои документы и настойчивое предложение перегнать машину в другое место.
Почему же так получилось? На картинке схема места событий.
Как видно из схемы, я, не нарушая правил, разворачиваюсь, не доезжая до перекрестка, в обозначенном месте для разворота. Место для разворота перекрестком не является, поэтому действие знака 3.27 не отменяет. Припаркована машина была в запрещенном месте, но знать об этом, двигаясь, как на схеме, я не мог.
Мог ли я на основе тех же доводов еще и отказаться переставлять машину? Нет. Без вариантов. Ведь, гаишник мне рассказал о том, что знак "Остановка запрещена" есть и в месте, выбранном мною для остановки, он действует. Этого достаточно, чтобы у меня возникла обязанность найти другое место для парковки.
А знак 3.27 в этом месте перенесли уже через пару недель подальше от перекрестка, чтобы прикрыть возможные лазейки для таких, как я.
Остановка с левой стороны
Дорожная ситуация номер два. Сразу начну со схемы.
Поворачиваю, вижу знак "Остановка запрещена" с правой стороны проезжей части. Паркуемся с левой стороны. ПДД по этому поводу говорят:
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением
Населенный пункт, дорога двухполосная, трамвайных путей нет, разметка прерывистая - нарушения нет. Ухожу в магазин. Подъезжает эвакуатор, начинает цепляться к моему автомобилю.
Опять успеваю предотвратить эвакуацию. Иду объясняться с инспектором.
Гаишник, конечно же, мне начинает утверждать, что я обязан убедиться в том, что остановка в данном месте разрешена. Но я привел свои доводы, что ГОСТ говорит:
Действие знаков 3.10, 3.27 — 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
По моей траектории движения слева знак не установлен, есть таковой только справа. И по ПДД я должен руководствоваться только теми знаками, которые установлены для меня, я не должен смотреть на знаки, установленные для встречного направления.
Тем более, чтобы на него посмотреть я еще и должен пройти несколько метров вперед. Или проехать? Ведь, чтобы спешиться, машину уже надо остановить, а это нарушение, по его логике. А если я проеду, то буду уже не в том месте, где мне нужно остановиться и мне придется разворачиваться. Так для чего правила разрешают парковку слева?
Случай был лет пять назад, но, как видите на фото за 2020 год, в отличии от первой ситуации, знака с левой стороны до сих пор нет.
В обоих случаях инспектора мои доводы убедили. Или они просто не захотел оформлять протокол. Может, даже, у них не было бланков протоколов, т.к. сопровождающие эвакуаторы экипажи обычно выписывают только постановления.
Убедили бы они суд? Не факт. Судебная практика показывает, что фемида часто руководствуется теми же доводами, что приводили мне гаишники:
- если живешь/работаешь неподалеку, то обязан знать все знаки в окрестностях
- обязан убедиться в отсутствии запретов
Глупость, но это есть. Например, можете почитать Постановление Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 3-АД18-12 - похожий случай, дошедший до ВС. В удовлетворении требований водителя отказано.
Даже, если вы выиграете дело, к сожалению в нашем полуправовом государстве вернуть деньги за эвакуацию (почему-то считается, что услуга была оказана владельцу автомобиля, а не ГИБДД), потраченное время и моральный ущерб, вряд ли, получится.
А вам приходилось отвоевывать автомобиль у эвакуаторщиков?