В 2020/21 учебном году 10 классы общеобразовательных школ стали профильными. Первые ученики, обучающиеся по ФГОС ll сели за парты классов по следующим направлениям: технологическое, социально-экономическое, естественно-научное и универсальное(для тех, кто еще не определился с выбором будущей специальности).
Идея очень хорошая - два последних года в школе посвятить углубленному изучению тех предметов, которые нужны для поступления в ВУЗ.
Учебный план по направлениям тоже разный.
У моей дочери, ученицы технологического класса (по-старому, физмат) в неделю 5 уроков физики, 6 математики и 4 информатики. В качестве обязательных остались история, русский и родной языки, литература, ОБЖ, физкультура, английский, химия и астрономия. Биологии, обществознания, географии в этом классе нет.
У школьников, выбравших универсальное направление, есть возможность учиться по индивидуальному учебному плану: по заявлению от родителя некоторые предметы, которые школьнику не нужны, заменяют на необходимые.
И все бы ничего, но так получилось, что в нашей школе есть одна особенность. Дело в том, что пять лет назад, когда школы объединяли, нашему директору дали в качестве второго корпуса соседнюю школу. Директор сопротивлялась как могла, но ничего не получилось. С тех пор мы считаемся одной школой и нумерация классов сквозная.
Кроме того, микроучасток нашего корпуса очень сильно пополнился недавними новостройками, и наша маленькая школа стала вынуждена набирать не 3 первых класса, а 4. И это только по прописке. Желающих попасть в наш корпус очень много, школа действительно хорошая, педагоги и администрация отличные. Второй корпус - совсем другое дело. Проблем там больше, претензий учеников и родителей тоже. Одним словом, учиться в 1 или во 2 корпусе нашей школы, это, как говорится, две большие разницы. Даже очень большие, как показало время.
В конце 2019/2020 года выяснилось, что в нашем корпусе может остаться только один десятый класс, технологического направления. Остальные 4 десятых класса будут обучаться во 2 корпусе. Это связано с банальной нехваткой места, школа переполнена. Ну, не пятиклашек же в другой корпус переводить (хоть он и недалеко совсем), а вот 10-е в самый раз. Взрослые, добегут.
И тут возникла проблема: многие ученики не захотели переходить в другой корпус, менять учителей в самый ответственный момент. Не захотели настолько сильно, что решили пойти в технологический класс, даже если в нем не оказалось предметов, которые они будут сдавать на ЕГЭ, а наоборот, оказались предметы, которые им совсем не нужны, да еще в больших количествах и углубленно.
В классе дочери таких «случайных» для направления учеников довольно много. Одни мужественно сражаются с совершенно ненужной им физикой, другие просто тупо списывают и надеются как-то досидеть здесь до окончания школы.
Учебный план на неделю очень насыщенный 7-9 уроков ежедневно, тогда как в универсальном 4-5.
Доходит до настоящих парадоксов: один мальчик в классе дочери хочет стать актером. Пытался поступить на бюджет в колледж, провалился. Родители платить не захотели, вернулся в школу. Сидит теперь в технологическом классе, потому что не захотел уйти из корпуса. Злится и бесится, срывается на одноклассников из-за своих плохих оценок. Дома ему, похоже, туго приходится, родители успеваемостью сильно не довольны. Дерзит учителям, скандалит, истерично требует у одноклассников, чтобы давали ему списывать.
Вообще, мальчик этот был раньше заметно спокойнее, хотя, конечно, списывать просил всегда. Но гораздо менее настойчиво. В этом классе он явно не в своей тарелке. Хорошо, он - ребенок, но есть ведь родители, папа и мама, неужели они не замечают, как их сын мучается? Это очевидно всем: учителям, одноклассникам, даже родителям одноклассников. На дистанте он постоянно просил у моей дочери списать, то умолял, то угрожал. Она его своим другом не считает, отказала. Старалась не общаться, не отвечать на его злые выпады в группе класса. Постепенно отстал.
Еще одна девочка собирается идти на факультет физической культуры.
А тут у нее даже биологии нет.
Еще одна девочка собирается быть лингвистом. Где тут физика и математика? Ей бы часов литературы добавить и обществознание.
Из 31 ученика класса по профилю планирует поступать едва ли половина. Остальные просто сидят. Оценки плохие, программу тянут слабо, за последние пять лет это худшие показатели по параллели в школе.
Родители сходят с ума от тревоги, особенно родители мальчиков. Все претензии к учителям, к классному руководителю только от них, потому что если они не поступят, им «светит» армия.
Чтобы поступить, даже платно, надо постараться хорошо сдать экзамены, а это, судя по успеваемости, совсем не факт.
Казалось бы, самое простое решение, перейти во второй корпус тем, кому не нужны физика, информатика и математика и спокойно заниматься нужными предметами.
Однако, и тут все непросто. Те ребята, которые все-таки не испугались перейти в другой корпус, тоже оказались недовольны - преподаватели там откровенно слабые, дисциплины нет. Успеваемость остальных четырех наших десятых классов еще хуже, чем в технологическом....
Если говорить честно, зря универсальный класс перевели в другой корпус. Если бы он остался здесь, ребятам было бы лучше. Они учились бы в родных стенах у своих учителей тому, что им нужно, как, собственно, было и раньше. Уверена, тогда показатели успеваемости были бы выше. Но это возможно только в одном случае: перевести параллель шестых или седьмых классов на вторую смену. Пока школа на это не идет, во вторую в нашем корпусе учатся только 2-е и 3-е классы. Второй корпус целиком учится в первую смену.
Думаю, со временем так и произойдет, школа перейдет на две полноценные смены, учеников все больше и больше. А нашим будущим одиннадцатым не повезло. Для многих спасением станут только репетиторы, к сожалению.