Про культовый фильм Серджио Леоне слышали если не многие, то точно все. Идейный вдохновитель для многих режиссёров последующих поколений, включая того же Тарантино, а также завсегдатай всевозможных списков лучших фильмов планеты Земля. Лавры небеспочвенны – картина и правда замечательно и написана, и поставлена, и сыграна. Однако в противостоянии трех мужчин кроется нечто большее, нежели обыденная борьба за таинственный клад.
Уже в названии нам непрозрачно намекают на три исключительные черты характера каждого из героев, которые находят отражение даже в закадровой музыке неподражаемого Эннио Морриконе. Хороший, он же Блондинчик (Клинт Иствуд) – классический «человек без имени», личность загадочная и таинственная. Что в предыдущих фильмах «долларовой трилогии», что здесь, этот герой охотится за большим кушем, попутно не просто убивая бандитов, а дурача их и водя за нос, проявляя черты отъявленного трикстера. Он словно проверяет людей, изучает их, стараясь обнажить их истинную натуру. И если человек и правда так плох – не откладывает дело в долгий ящик, а прямиком берется за свой револьвер.
Плохой, он же Сентенца, или «Ангельские глазки» (Ли Ван Клиф) – несмотря на позитивный никнейм, персонаж этот просто дьявол во плоти. Кажется, что за деньги он родную маму убьет, не моргнув и глазом. Первые сцены с ним в полной мере раскрывают этот образ, чтобы не возникло никаких сомнений – от данного героя с хитрым прищуром ничего хорошего ждать не стоит.
Злой, он же Туко (Илай Уоллак) – просто человек, постоянно раздраженный и яростный, никогда не скрывающий ни своих эмоций, ни языка за зубами. Он тоже жаден и корыстен до чужих денег, но не больше, чем пара других джентльменов. Более того, тот же Блондинчик попросту наживается на бедном Туко, снова и снова сдавая его полиции за вознаграждение, чтобы потом метким выстрелом пробить веревку, которую затянут вокруг шеи бедолаги.
События лихо крутятся вокруг трех героев и их погоней за золотом, в то время как на фоне вовсю кипит Гражданская война. Им словно нет до этого никакого дела, их мироустройство крутится лишь вокруг денег, пока в это же время одни американские граждане убивают других ради высших идеалов.
Взаимоотношения всех трех героев сложно охарактеризовать однозначно, потому что того же Плохого в картине непозволительно мало. Однако каждое его появление возникает неожиданно, и каждый раз он оказывается в удобном для себя положении, маскируясь под ту или иную сторону военного конфликта.
Больше всего взаимодействий мы видим между Хорошим и Злым. Их отношения всегда натянуты, зачастую жесткие и беспринципные. Каждый раз они ставят друг друга на грань гибели, и каждый раз только чудо спасает от трагедии. Они похожи на старых супругов – пока один вечно ворчит и сквернословит, второй молчит и лишь изредка открывает рот, чтобы сказать ёмкую, но сакраментальную фразу.
Тишина в фильме на весь золота. Почти всегда здесь звучит то музыка Морриконе, то стрельба, то звуки окружения. Здесь постоянно что-то происходит, мир наполнен бесконечным хаотическим действием, в котором герои оказываются замешаны. Здесь царят свои порядки, свои правила, которых нужно неукоснительно следовать. «Если решил стрелять – стреляй, а не болтай», «Есть двое людей – те, кто копает, и те, у кого ружье» и многие другие цитаты словно из пабликов про крутых пацанов устанавливают жесткие мужские правила, которые должен знать каждый. Нарушение же оных чревато убийством, что не пренебрегут сделать наши герои.
Существует некоторые трактовки образов персонажей фильма. Одна из них, наиболее достоверная и верная, означает, что Злой олицетворяет человека, а Хороший и Плохой ведут неофициальную борьбу за его душу, словно Ангел и Демон. Если так, то получается, что и Блондинчик маскируется – он делает вид, что ему нужны деньги, в то время как он провоцирует Туко чтобы получше узнать.
Изучаем персонажа Илая Уоллака и мы. При пристальном наблюдении за линией этого героя можно увидеть, что здесь есть и драматизм, и старые обиды, и семейные драмы, и трудности отношений с родственниками. Чуууть-чуть будут торчать социальные причины этого героя стать разбойником, что только добавит ему нотки глубины. И эти детали, которые создают образ Туко, резко контрастируют с Хорошим и Плохим, о которых мы не знаем ровным счетом ничего. Их прошлое неизвестно, настоящее расплывчато, а будущее и тем более туманно. То ли дело Туко. Он, как настоящий человек, в любой непонятной ситуации остается человеком. Алчным, дерзким, жестоким, но со своими принципами, которым он следует на протяжении всего фильма.
О чём же картина «Хороший, плохой, злой»? Фильм Серджио Леоне строится на очень тонких полутонах, где нет привычных категорий добра и зла, их будто не существует. Есть то, что выгодно и что не выгодно, всё. И если человек посчитает дело прибыльным, он возьмется за него, а в противном случае и бровью не пошевелит. Деньги являются запускающим механизмом сюжета фильма, но в то же время погибают люди далеко не за звонкие монеты, а за идеалы сильных мира сего, которые они, быть может, даже не разделяют. В обоих случаях происходит трагедия, в обоих случаях есть мужчина с ружьем. Выстрелит оно или нет зависит от многих факторов, главный из которых – остался ли ещё человек в человеке, или же его в нём уже давным-давно нет.