Олег Рой - автор 30 романов. Родился 12 октября 1965 года в Магнитогорске. Долгое время жил в Швейцарии. Писательскую деятельность начал в 2001 году. Входит в сотню самых востребованных авторов мира и в десятку самых издаваемых и читаемых писателей России.Член Союза писателей России, Союза писателей Европы и Международного детектив-клуба, член PEN-клуба. Романы Олега Роя изданы в Великобритании, Швейцарии, Германии, Франции, Италии и др. странах.
Расскажите, пожалуйста, как вы стали писателем. Вы чувствовали призвание к этому занятию с детства или стали писателем волей случая?
Наверное, и то, и другое. Мне всегда нравилось представлять то, что происходило вокруг, со мной или другими людьми, как сюжет книги или фильма. Но очень долго у меня и мысли не было, что когда-нибудь я стану писателем. Я занимался совершенно другими вещами: играл в театре, получил психолого-педагогическое образование, работал директором школы-интерната, затем переключился на бизнес. Но когда у меня появились дети, я стал сам придумывать для них сказки, и им эти сказки очень нравились. И тогда мне в голову пришла идея заняться литературой. Я подумал: «Мне очень везет на интересных людей, с ними происходят удивительные истории – почему бы не превратить их истории в книги?» Однако просто записывать события или чужие рассказы было скучно, я давал волю своему воображению. И так появились первые романы.
Вы окончили Магнитогорский педагогический институт. А в жизни студентов-психологов происходят какие-то забавные случаи или они с младых ногтей готовятся сеять «разумное-доброе-вечное»?
Студенческая жизнь всегда полна смешного и забавного, даже не знаю, что выбрать… Ну, пусть будет вот такая история. У меня был друг, а этот друг был влюблен в нашу сокурсницу. Однажды он попытался набраться мужества и, как это называется в любовных романах, «открыться ей в своих чувствах». Но именно попытался, потому что отважиться на столь смелый шаг в одиночку он так и не решился и попросил меня стать его «группой поддержки». Пикантность ситуации в том, что девушка жила в общежитии, куда, как известно, посторонних не пускают. И только дело дошло до объяснения, как подружки героини истории подняли тревогу: «Комендант идет!» Друг ухитрился как-то спрятаться, а мне не оставалось ничего другого, как вылезти в окно и уцепиться за пожарную лестницу. И вот представьте себе картину: поздняя осень, холодно, мерзкая изморозь, я в одном свитере вишу на уровне третьего этажа, и спуститься нельзя, потому что низ лестницы забит досками, чтобы такие, как мы, не лазили… А поймают – может быть скандал, вплоть до отчисления. Ох, и ругал же я себя тогда за то, что поперся с другом! Как будто мне больше всех надо… Но закончилось все хорошо, девочки быстро подали мне сигнал, что все обошлось, втащили обратно в комнату, напоили чаем. Я даже простудиться не успел. А друг и его дама сердца поженились и до сих пор живут вместе, этим летом у них родилась внучка.
Судьба, должно быть. Кстати, именно судьба, роль самого человека и предопределенности в его судьбе – это основная тема вашего творчества. Как вы для себя решили этот вопрос?
Моя собственная судьба заставила меня сделать однозначный вывод. Предопределенность, безусловно, есть, и более того, она играет в нашей жизни решающую роль. По большому счету, мы не в силах изменить свою судьбу, нам дано влиять на нее только по конкретным мелочам. Выражаясь образно, мы лишь можем выбрать, идти ли нам направо или налево, но не имеем возможности отменить само путешествие, если судьба отправляет нас в дорогу. И уж тем более нам не дано узнать, что
ждет в конце этого пути. К этому выводу я пришел после того, как довелось пережить несколько трагедий, самая страшная из которых – смерть старшего сына Жени. И утешаться можно лишь тем, что не все сюрпризы, приготовленные нам судьбой, столь драматичны.
Ваши произведения пронизаны мистикой и невероятными приключениями. А в вашей жизни были такие приключения?
Были и бывают постоянно. В моей жизни вообще происходит очень много загадочного, необъяснимого и даже мистического. Вплоть до того, что порой я даже боюсь рассказывать об этом: еще сочтут сумасшедшим и упекут в психушку (улыбается). Ну, а если серьезно, то на многие мистические сюжеты произведений меня вдохновляют события из вполне реальной жизни. Так, например, рассказанная мной в дилогии «Ловушка для вершителя судьбы» и «Ловушка для влюбленных» история о писателе, у которого сбывается все, о чем он пишет, мной не придумана. В моей жизни был длительный период, когда все происходило именно так.
Ваши произведения переведены на другие языки. Говорят, что Достоевский выигрывает в своем английском варианте, а Воннегут – в русском. Читали ли вы переводы своих книг и считаете ли их адекватными?
Сравнивать себя с Воннегутом и Достоевским мне мешает природная скромность. Но переводами своих романов я доволен – все они делались настоящими профессионалами, прекрасными специалистами в своем деле.
Вы увлекаетесь фотографией, что не удивительно. Удивительно то, что вы увлекаетесь черно-белой фотографией. Правда, почему?
Считаю, что цветное фото запечатлевает картинку, а черно-белый снимок, помимо этого, может еще и передать душу того, что снято. Был недавно забавный случай. Я разговаривал с юной особой, и она употребила в беседе слово «фоточки». Я возмутился: «Что ж вы, молодежь, так любите это дурацкое словечко! Ведь оно совершенно ужасно звучит! Почему бы не сказать «фотографии»?» В ответ на это моя собеседница возразила, что фотографии – это снимки, сделанные хорошей техникой, те, над созданием которых работали, в которые художник вложил душу. А то, что щелкнуто на ходу мыльницей или телефоном, чтобы потом выложить в соцсети, – именно «фоточки» и «фотки». Вынужден был с ней согласиться. И теперь говорю всем, что стараюсь делать фотографии, а не фотки.
Считается, что сначала человек работает на имя, а потом имя на человека. Вы все еще работаете на имя или уже имя на вас?
Я не согласен с такой теорией. Быть может, когда-то она и работала, но только не сейчас, не в наше стремительное время. Слишком велика конкуренция почти в любой области, а уж в литературе – особенно. Если твои книги перестанут нравиться читателям, никто не станет покупать новые из-за того, что старые были лучше. Скажут, что ты исписался, поставят на тебе крест и полностью переключатся на других авторов. Тем более что для этого имеются все возможности – выбор есть, и он огромен.
К тому же, работать на имя нужно постоянно, этот процесс не прекращается никогда. Откройте любое пособие из серии «Как стать писателем» – обязательно встретите фразу:
«Писатель должен быть публичным человеком». Это правило опять же диктует время. Если ты не станешь постоянно мелькать на экране, вести интересный блог в Интернете, давать интервью вроде этого, – о тебе быстро забудут.
Возможно. Но Пелевина никто из нас, читателей, не видел, а интерес к нему большой…Вы выступили в роли телеведущего на известном канале. К вам в студию приходили знаменитости, и вы с ними беседовали. Скажите, а была какая-то основная идея у этих бесед?
Трудно назвать единственную тему в качестве основной, ведь мои собеседники были очень разными людьми. И каждый раз я старался сделать акцент на то, что интересно данному конкретному человеку – в зависимости от его профессии, интересов, склонностей. Поэтому каждая передача требовала тщательной подготовки. Это ведь только кажется, что вести подобную беседу легко: обсуждай с артистом кинематограф, с певицей эстраду, а с модельером одежду – и все будет в порядке. Но на самом деле любой диалог в эфире требует индивидуального подхода. Иначе рискуешь вызвать недовольство собеседника и сам попасть в неприятное положение, если, скажем, заговоришь об изысканной кулинарии с человеком, который по медицинским показаниям сидит на строгой диете.
Вы писали в жанре фэнтези. Скажите, почему этот жанр сейчас невероятно популярен среди молодежи? И было ли вам интересно его опробовать?
Никогда не мог согласиться с утверждением, что интерес к фэнтези – явление исключительно современное. Людям, особенно молодым, всегда нравилось читать о том, чего не может быть, о чем-то волшебном, загадочном, непонятном. Мистика, фантастика, сказки – эти жанры были популярны всегда, просто в разные времена имели разную специфику.
Собственная студия анимации, проект «Джинглики» – это вложение капитала, освоение нового вида деятельности или какая-то светлая мечта?
Уж конечно, не вложение капитала. Я писатель, а не олигарх, а у российских писателей, уж поверьте, капиталы не столь велики, чтобы возникла необходимость их куда-то вкладывать. А вот реализация светлой мечты через освоение новой деятельности – пожалуй, да. Меня никогда не устраивала роль только «взрослого» писателя, я очень люблю детей и получаю истинное удовольствие, когда работаю для них. К великому моему сожалению, ситуация на рынке детской литературы в России сейчас довольно печальная, во многом потому, что родители неохотно покупают своим детям книги современных отечественных авторов, предпочитают либо проверенную классику, либо переводную литературу. Опять же, время диктует новые законы, заставляет искать новые формы для детских произведений – уже не просто книжки с картинками, а мультфильмы, интерактивные истории, компьютерные игры и так далее.
Старшее поколение бьет тревогу по поводу отношения к чтению среди молодежи. Считаете ли вы, что нужно вернуть молодых к чтению? Как это можно сделать?
На мой взгляд, это самое старшее поколение во многом заблуждается. Никого никуда возвращать не нужно. Интерес к чтению как процессу у молодежи не падает, а растет. Есть, конечно, отдельные особи, которые за свою жизнь не прочитали ничего сложнее
безграмотной смски от подружки или марки пива на бутылочной этикетке, – но таких, к счастью, не очень и много. А остальные очень даже читают. Просто чтение у них совершенно другое, не такое, как у их родителей и тем более бабушек и дедушек. Они не покупают книги в магазине, а скачивают их в Сети, увлекаются не классикой, а современной литературой, у них популярны такие жанры, о которых старшее поколение даже не слышало. Большинство людей старше сорока очень смутно представляют себе, что такое манга или фанфик – а для многих молодых людей это основное чтение. Относиться к этому можно как угодно, но изменить ничего нельзя. Как я уже неоднократно говорил, время диктует свои законы.
А может быть, это естественный процесс в культуре: когда-то нужны были фрески и барельефы – «библия в камне», потому что население не умело читать, потом повальная грамотность и увлечение литературой, а теперь, вероятно, социальные сети, блоги – увлечение «созданием текстов»?
Разумеется, естественный процесс. И социальные сети, и блоги, и особенно увлечение созданием текстов… Массовая склонность к писательству существовала во все времена, но, как мне кажется, сейчас людей, которые хотят и пытаются писать, больше, чем было в какое-либо другое время. И я считаю, что это замечательно – когда у человека есть не только потребность выразить себя посредством текста, поделиться своими мыслями, рассказать о своих переживаниях, воплотить свою фантазию в произведение, но и возможность получить ответную реакцию, которую подарил нам Интернет.
?