Найти в Дзене

"Вильгельм Густлофф" - "Титаник" третьего рейха. Споры об атаке подлодкой под командованием Маринеско не прекращаются и сейчас.

По прошествию 75 лет легко спорить и рассуждать были ли торпедная атака подлодки С-13 под командованием Александра Маринеску военной необходимостью или то, что произошло попадает под разряд воинских преступлений.

Почтовая марка посвященная Маринеску. Картинка взята из открытых источников интернета.
Почтовая марка посвященная Маринеску. Картинка взята из открытых источников интернета.

Случай с немецким лайнером показал, философские понятие "случайность" и "закономерность" имеют право на существование. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что пересекшиеся в одной точки случайности, вылились в определенную закономерность для " Вильгельма Густлоффа".

Вильгельм Густлофф корабль. Картинка взята из источника: https://hmhsbritannic.ucoz.ru/_ph/81/904503606.png.
Вильгельм Густлофф корабль. Картинка взята из источника: https://hmhsbritannic.ucoz.ru/_ph/81/904503606.png.

Обстановка на конец войны.

Пройдя четыре года войны, советские воины всякое повидали на освобожденных от фашистов территориях, многие из них, за эти годы потеряли своих родных и близких. И трудно было бы ожидать, что ненависть и ярость по отношению к захватчикам, за короткий промежуток времени, сменится снисходительностью и всепрощением.

К концу октября 1944 года войска Красной армии вступив на территорию взяли город Неммерсдорф. Попытки гитлеровцев отбить населенный пункт через два дня увенчались успехом.

Вернувшись немецкие солдаты увидели, как поступили со всеми жителями, в том числе женщинами и детьми, бойцы Красной армии. Этот факт послужил поводом для Гебельса выпустить пропагандистский фильм "Красные бестии". В результате, призыв в народное ополчение вырос многократно. Кроме этого население Восточной Пруссии охватила паника, и мирные жители любыми путями пытались бежать от надвигающейся для них беды.

Поскольку сухопутный путь был отрезан, оставалось одно, эвакуироваться морем.

Гебельс. Картинка взята из открытых источников интернета.
Гебельс. Картинка взята из открытых источников интернета.

Лайнер " Вильгельм Густлофф"

«Вильгельм Густлофф» пассажирское десятипалубное круизное судно.

До начала Второй мировой войны, совершил 50 круизов у побережья Европы.

В сентябре 1939 года передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. С 1940 года переоборудован в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания военно-морского флота в порту Готенхафен (Гдыня).

Длина

208,5 м

Ширина

23,5 м

Высота

56, м (от киля до кончика мачты)

Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вильгельм_Густлофф_(судно).

Вильгельм Густлофф корабль. Картинка взята из открытых источников интернета.
Вильгельм Густлофф корабль. Картинка взята из открытых источников интернета.

Командир подводной лодки С-13 Александр Маринеску.

Он был личностью не ординарной и противоречивой. Высокий профессионализм в нем сочетался с недисциплинированностью и склонностью к алкоголизму.

Запись в его личном деле "склонен к выпивкам" говорит о многом.

Как раз перед выходом в море Маринеску пропал на двое суток, а его моряки поконфликтовали с иностранцами. Капитану грозил военный трибунал, но было принято решение, чтобы вину искупил боевым походом.

Выйдя в море, несколько суток прошли в бесполезных поисках цели, да и погода была не на стороне подводников.

Командир подводной лодки С-13 Александр Маринеску. Картинка взята из открытых источников интернета.
Командир подводной лодки С-13 Александр Маринеску. Картинка взята из открытых источников интернета.

Ошибки немцев.

Корабль «Вильгельм Густлофф» вышел в плавание перегруженным людьми. Расчитнанный на 1500 пассажиров он сумел вместить около 110000.

Корабль не имел опознавательных знаков мирного судна, был окрашен в цвет военного флота рейха и вооружен.

Но самым главным просчетом было решение осветить его включив все бортовые огни. что сделало его легкой добычей.

И вот когда все сошлось не в пользу корабля фашистов, Маринеску отдал команду на атаку. Шансов у судна не было ни каких. В стальное брюхо «Вильгельма Густлоффа» вошло три торпеды. До немецкой территории не удалось добраться 9340 человекам.

В этом же походе подводная лодка атаковала и судно "Штойбен". Прервав путешествие 3600 человек.

Маринеско 1945. Картинка взята из открытых источников интернета.
Маринеско 1945. Картинка взята из открытых источников интернета.

Юридическая оценка потопления

"Лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства". Источник информации: https://maxpark.com/community/129/content/754101.

Памятник Маринеско в Калининграде. Картинка взята из источника: https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkIzKuSRhJbD-anPFhrvSbBqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic.
Памятник Маринеско в Калининграде. Картинка взята из источника: https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkIzKuSRhJbD-anPFhrvSbBqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic.

Ну а Маринеску, в советской военной историографии, считался подводником № 1, по суммарному тоннажу потопленных кораблей противника.