Я продолжаю серию статей о самых интересных домах моей любимой Фурштатской улицы. Сегодняшняя героиня - церковь Святой Анны, или Анненкирхе.
- Официальное название: Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе)
- Адрес: Кирочная ул., 8
- Годы строительства: 1775-1779
- Архитектурный стиль: классицизм
- Архитекторы: Юрий Фельтен, Джованни Руска
- Статус: объект культурного наследия России федерального значения
- Состояние: требует реставрации
Несмотря на то, что официально Анненкирхе находится на Кирочной улице, я не могла не включить ее в цикл статей о домах на Фурштатской. А по-другому нельзя. Именно так и задумывал архитектор Юрий Фельтен, проектируя каменный храм в начале 70-х годов XVIII века. Он создал два почти равнозначных торцевых фасада, один из которых выходил на Фурштатскую улицу, а второй - на 4-ю Артиллерийскую, которая позже получила название Кирочная, от слова «кирха» - церковь.
Лютеран в Санкт-Петербурге с самого его основания было много, что неудивительно, учитывая любовь Петра I ко всему голландскому и немецкому. Задумав строить новую столицу, Петр позвал на берега Невы мастеров из Европы. Первая лютеранская церковь Святой Анны, простая, деревянная, появилась в 1704 году на территории Петропавловской крепости. Позже она была перенесена к Мытному двору на Городовой остров в район Сытного рынка.
В 1711 году Петр учредил на берегу Невы Литейный двор. Служившие там немцы сначала собирались для молитвы в зале Берг-коллегии, а в начале 20-х годов XVIII века построили на Литейном дворе церковь Святого Петра. Позже Кирхой Святого Петра стали называть лютеранскую церковь, заложенную в 1728 году на Невском проспекте (Петрикирхе).
А церковью Святой Анны стала называться новая, более просторная, мазанковая церковь, сменившая старую на Литейном дворе. Почему Святой Анны? Потому что деньги на ее строительство были выделены императрицей Анной Иоанновной. А освящена новая церковь была уже при Анне Леопольдовне, очень удачно получилось.
Что же касается самой Святой Анны, то в христианстве так называют мать Богородицы, бабушку Иисуса Христа.
Архитектор храма, Петр Еропкин, так же, как Анна Иоанновна, до освящения не дожил. Четырьмя месяцами ранее он был казнен как один из членов кружка Волынского, выступавшего против бироновщины.
Новая церковь Святой Анны стала центром религиозной и культурной жизни местных лютеран. 3 января 1736 года при ней было открыто немецкое «Училище Святой Анны», или Анненшуле.
И вот только теперь мы переходим мы переходим от истории лютеранской церкви в Санкт-Петербурге к истории того самого здания, которое своими прекрасными фасадами украшает сразу две улицы – Кирочную и Фурштатскую.
Начинается она 20 июля 1775 года, в царствование императрицы Екатерины II. Неподалеку от Литейного двора, на открытом месте между двумя улицами, в этот день был заложен новый, на этот раз каменный храм. Автором проекта стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, будущий директор Академии художеств, который проектировал Дворцовую площадь, решётку Летнего сада, Большой и Малый эрмитажи, интерьеры Зимнего дворца.
Ему же принадлежит авторство одного из самых необычных храмов Петербурга – Чесменской церкви, выполненной в псевдоготическом стиле.
Строительство вел Джованни Руска, один из основоположников знаменитой династии архитекторов и строителей итальянского происхождения. К сожалению, его фото я не нашла.
Южный фасад церкви Святой Анны, выходящий на Кирочную, представляет собой пышно украшенный пилястровый портик.
Северный фасад церкви, выходящий на Фурштатскую улицу, решен в виде полукруглой ротонды с колоннами ионического ордера. Ротонда увенчана куполом на шестигранном барабане, ограждённом балюстрадой, и декорирована в классическом стиле.
Именно в этой полукруглой части церкви находился алтарь. В нем висели картины «Распятие» и «Тайная вечеря» и стояли статуи апостолов Петра и Павла. Позже их дополнила картина «Вознесение Христа» работы Эрнста Липгарта.
Интерьер церкви оформляют колонны ионического ордера. Они поддерживают хоры и разделяют зал на три нефа.
Ионический ордер – один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей легкостью пропорций. Характерной чертой ионического ордера является капитель (верхняя часть колонны), которая дополнена двумя симметрично расположенными завитками – волютами.
В 1850 году в церкви Святой Анны был установлен орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер». Оригинального фото не нашла, но думаю, что фото из Домского собора в Риге даст представление об органе в Анненкирхе.
Каменный храм вмещал около полутора тысяч человек. Среди прихожан церкви был и ее архитектор Юрий Фельтен, и другие знаменитые жители столицы: Антон Дельвиг, Павел Пестель, Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов.
Лютеранство было второй по численности религиозной конфессией в Российской империи. Приход церкви Святой Анны в начале XX века насчитывал около 12 тысяч человек. В основном это были обрусевшие немцы, голландцы, датчане, которые жили в России уже не первое поколение.
Церковь была настоящим общественным центром и вела самую разнообразную деятельность. При ней действовали больница, богадельня, детский дом, приют для «падших женщин», училище Святой Анны (Анненшуле).
В 1904 году при церкви открылся доходный дом.
Последним пастором Анненкирхе стал Артур Мальмгрен, он же возглавлял с 1920 года немецко-шведскую консисторию Петроградского округа.
Уже после революции Мальмгрену долгое время удавалось сохранять привычную жизнь прихода с помощью Густав-Адольф-союза – организации, созданной членами евангелическо-лютеранской церкви для поддержки братьев по вере в других странах. В 1925 году он даже открыл в Анненкирхе духовную семинарию, которую по настоянию властей назвали «Евангелическо-лютеранские библейские курсы», так как термин «семинария» считался устаревшим и дореволюционным.
Однако уже в конце 20-х годов начала усиливаться волна репрессий против церкви, которая достигла своего пика в 1935 году. В отношении лютеранской конфессии масла в огонь подливал приход к власти национал-социалистической партии Адольфа Гитлера. Все больше лютеранских священников и семинаристов обвинялись в связях с фашистами. Многие были расстреляны. Пастору Артуру Мальмгрену удалось перебраться в Германию. Он скончался в Лейпциге 3 февраля 1947 года.
К тому времени церковь, которую он много лет возглавлял, была уже двенадцать лет как закрыта, а в ее стенах разместился кинотеатр.
Продолжение следует.
Статья про Анненкирхе получилась аж на три части, так что впереди еще две.
🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃
Еще о Фурштатской улице:
Санкт-Петербург. Любимая Фурштатская улица
На Фурштатской улице. Дворец «Малютка». Пять жизней старого дома
Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля