Найти в Дзене
WU Executive Academy

Перезагрузка продаж во времена COVID-19: как правильно продавать онлайн?

Виртуальная коммуникация между людьми, работающими из дома, не только усложняет продажи в секторе B2C, но и оказывает огромное влияние на B2B-сегмент. Эксперты в области продаж – декан WU Executive Academy Барбара Штёттингер (Barbara Stöttinger) и директор департамента электронной коммерции в компании Mondi Group Даниэла Дорнер (Daniela Dorner) – изучили способы, с помощью которых специалисты в сфере продаж могут успешно справляться с существующими препятствиями и даже извлекать из них выгоду при условии правильной подготовки и необходимых ноу-хау. В материале кратко и компактно представлены самые важные факты и советы, актуальные для этой области. Бесконечные онлайн-встречи, в которых мы принимаем участие, работая из дома, оказывают своё влияние: недавние исследования показывают, что мы быстрее устаем, поскольку стремимся поддерживать зрительный контакт, получаем меньше невербальных сигналов от собеседников и, как следствие, нам сложнее оценивать их настроение. Если сравнивать телефон

Виртуальная коммуникация между людьми, работающими из дома, не только усложняет продажи в секторе B2C, но и оказывает огромное влияние на B2B-сегмент.

Эксперты в области продаж – декан WU Executive Academy Барбара Штёттингер (Barbara Stöttinger) и директор департамента электронной коммерции в компании Mondi Group Даниэла Дорнер (Daniela Dorner) – изучили способы, с помощью которых специалисты в сфере продаж могут успешно справляться с существующими препятствиями и даже извлекать из них выгоду при условии правильной подготовки и необходимых ноу-хау. В материале кратко и компактно представлены самые важные факты и советы, актуальные для этой области.

Бесконечные онлайн-встречи, в которых мы принимаем участие, работая из дома, оказывают своё влияние: недавние исследования показывают, что мы быстрее устаем, поскольку стремимся поддерживать зрительный контакт, получаем меньше невербальных сигналов от собеседников и, как следствие, нам сложнее оценивать их настроение. Если сравнивать телефонные звонки и видеоконференции, то во время последних мы чувствуем себя даже более отстраненными от собеседника. Но онлайн-встречи приходится проводить не только среди коллег: мы также используем их для общения с клиентами. И особенно это сказывается на B2B-продажах, где полное отсутствие непосредственного контакта с клиентами может иметь серьезные последствия.

Академический директор программы MBA Marketing & Sales  и декан WU Executive Academy, профессор Барбара Штёттингер
Академический директор программы MBA Marketing & Sales и декан WU Executive Academy, профессор Барбара Штёттингер

«Я заметила, что продажи B2B ещё буквально несколько лет назад были в большей степени ориентированы на интересы людей, но теперь даже в мире B2B, где до недавних пор акцент смещался в сторону конечного потребителя, набирает обороты омниканальный подход. B2B-клиенты тоже начали обращаться к цифровым точкам соприкосновения, когда требуется определенная информация», - говорит Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy. «В то же время личный контакт особенно важен в ситуациях, когда предложение или продукт необходимо привести в соответствие с конкретными потребностями клиента. Пандемия коронавируса и вынужденный переход на исключительно виртуальную коммуникацию в значительной степени усложнили эту задачу. Очень непросто построить доверительные отношения, когда вы можете взаимодействовать только онлайн», - говорит Штёттингер.

Виртуальные продажи: хорошая альтернатива для существующих клиентов

Даниэла Дорнер, выпускница программы MBA Marketing & Sales, может многое рассказать о том, как пандемия и необходимость работать из дома повлияли на B2B-продажи. До апреля этого года она занимала должность Head of Strategic Channel Partners в компании Mondi Group и отвечала за стратегию распространения и партнерские отношения с дистрибьюторами премиальных брендов. «Разумеется, коронавирус повлиял на то, как мы взаимодействуем с клиентами, нам пришлось приспосабливаться к ситуации. Исходя из опыта, могу сказать, что хорошо узнать друг друга и обмениваться информацией можно и в онлайн-режиме», - говорит она. Даниэла Дорнер также выполняла обязанности менеджера по управлению каналами сбыта (Channel Manager) в Австрии и ЮВЕ до апреля текущего года. В качестве международного менеджера по работе с ключевыми клиентами (International Key Account Manager) она вела работу с одним крупным клиентом Mondi Group. С существующими клиентами не возникало каких-либо крупных проблем: «Поскольку с ними уже сложились хорошие отношения, вопрос был только в изменении привычек, а именно в необходимости перехода к онлайн-встречам. Действительно, неформальное взаимодействие практически полностью сошло на нет, но возможность поддерживать деловые отношения по-прежнему сохраняется», - считает она. В целом, по её наблюдениям, наметилась тенденция более быстрого перехода сразу к сути дела и обсуждения повестки дня на основе фактов.

Аналоговый и цифровой опыт для новых клиентов

Для того чтобы преуспеть в виртуальном привлечении клиентов, коллегам из команды Даниэлы Дорнер пришлось разрабатывать новые идеи, используя креативные решения ещё до пандемии. «Новым потенциальным клиентам мы предлагаем участие в вебинаре, на который нужно зарегистрироваться. Каждый участник заранее получает пакет с образцами и примерами их использования. Таким образом, уже во время вебинара они могут подержать продукты в руках, получить тактильный опыт. Так мы преодолеваем разрыв между цифровым и аналоговым миром», - объясняет Даниэла Дорнер.

С прошлого года мы предлагаем огромное количество вебинаров, тренингов и сессий вопросов и ответов и нашим существующим клиентам, для того чтобы они могли углубить свои знания. «Если бы не пандемия, мы отправились бы к ним сами и предложили тренинги на местах», - говорит Дорнер. Однако у виртуальных тренингов есть свои преимущества: «Многие люди могут участвовать в них одновременно, например представители некоторых международных филиалов концерна, которые физически не смогли бы присоединиться вживую. Это означает, что непосредственное общение имеет смысл не только, когда речь идет о конечных потребителях, но и в секторе B2B: «Все больше и больше B2B-клиентов интересуются преимуществами сегмента B2C».

Даниэла Дорнер, занимающая в настоящее время пост директора департамента электронной коммерции в Mondi Group, отвечает за упаковку для клиентов системы электронной торговли. «Я уверена, что в дальнейшем мы должны будем прибегать к сочетанию виртуальной и аналоговой коммуникации, поскольку это позволяет объединять лучшее из двух миров. Было бы глупо не продолжать пользоваться этими привилегиями и после кризиса», - говорит Дорнер.

Советы двух экспертов по цифровым B2B-продажам

1. Омниканальность и качество данных

Независимо от того, используете ли вы сайт или интернет-магазин, имеющиеся данные должны быть актуальными и для B2B-клиентов, а информация на сайте, в интернет-магазине и других цифровых точках касания должна быть сервисно-ориентированной. «Цикл взаимодействия с клиентом должен быть хорошо продуман не только, когда речь идет о конечном потребителе, но в сегменте B2B: одинаково важны как «аналоговые» встречи и личное общение с клиентами (как только они вновь станут возможными), так и инновационные цифровые точки касания, пока такие важные офлайн-мероприятия, как выставки, отменены», - объясняет Даниэла Дорнер. B2B-клиенты тоже склонны заранее проводить исследования, чтобы быть хорошо подготовленными и проинформированными, и они также предпочитают использовать различные каналы взаимодействия. «Всё большее значение в секторе B2B приобретают сайты компаний и социальные медиа, включая соответствующие инструменты, например LinkedIn Sales Navigator», - подчеркивает Дорнер. Ещё один важный момент, который следует учитывать: «Подходящий контент для моей целевой аудитории – какие темы интересуют клиентов? Предоставлять чёткие и понятные ответы на часто задаваемые вопросы – значит создавать настоящую добавленную стоимость», - говорит она. Еще лучше сделать так, чтобы у клиентов, работающих удалённо, была возможность совершать покупки, не выходя из дома, - например, присылая им образцы продуктов.

2. Нужный инструмент в нужное время

Онлайн-встречи могут помочь сократить расстояние между участниками лишь на непродолжительный период времени. «Иногда лучше обсудить определённые темы с клиентом по телефону», - подчеркивает Барбара Штёттингер. В самом начале пандемии, во время первого локдауна, в приоритете был ускоренный переход сотрудников на удалённую работу. Теперь же речь идет о повышении качества коммуникации, особенно в сфере продаж и дистрибуции. «В настоящее время люди хорошо владеют различного рода инструментами, поэтому всё дело лишь в выборе наилучших способов коммуникации», - говорит Штёттингер. Если есть необходимость обсудить какую-то неприятную или щекотливую тему, лучше созвониться или встретиться вживую, потому что «язык тела чрезвычайно важен, он помогает правильно оценивать настроение и состояние другого человека», - объясняет Барбара Штёттингер.

-3

3. Немного времени для лёгкой светской беседы

Регистрация, проверка связи, несколько вступительных слов – все это мы давно практикуем во время виртуальных встреч с коллегами. Эти компоненты еще в большей степени важны для налаживания хороших отношений с клиентами. «Потратьте на неформальную беседу всего 1-2 минуты в начале встречи», - советует Барбара Штёттингер. Это создаст приятную доверительную атмосферу.

4. Подготовка – это важно

Разумеется, к виртуальной встрече с клиентом нужно быть очень хорошо подготовленными. «Важно создать соответствующую атмосферу, включающую в себя подходящий фон, который будет виден вашему собеседнику с экрана, и деловой стиль одежды», - говорит Барбара Штёттингер. Никаких сушилок для белья на заднем фоне, удобного мешковатого свитера или пижамы. «Все те требования, которые предъявляются к специалистам по продажам во время реальных встреч с клиентами, приобретают еще большее значение и становятся более строгими в виртуальном мире», - подчеркивает Барбара Штёттингер, добавляя: «Из-за использования цифровых инструментов мы стали чаще отвлекаться».

Что важно для продаж, особенно в онлайн-формате:

  • Продумайте вступительную часть. Начало встречи должно быть лёгким и непринужденным, настраивая собеседников на дружественный лад и позволяя немного узнать друг друга; преимущества и недостатки удалённой работы могут стать хорошей темой для разговора, которая объединит собеседников.
  • Проявляйте понимание к пожеланиям клиента и внимательно слушайте, когда он описывает свои потребности.
  • Подчеркните преимущества, которые получит клиент.
  • Подготовьте адаптированное для данного клиента предложение и представьте его, используя сервисно-ориентированные и информативные аргументы.
  • Резюмируйте все пункты обсуждения и ответьте на возражения клиента.
  • Позвоните или напишите клиенту e-mail, чтобы назначить следующую встречу по результатам текущей и проведите эту встречу.

До 30 июня 2021 года у Вас есть возможность подать заявку на стипендию по программе MBA Marketing & Sales в WU Executive Academy, которая позволит сократить стоимость обучения на 35%.

Подробнее о стипендиях https://pmba.vedomosti.ru/marketing/stipendii-po-programme-professional-mba-marketing-and-sales-2021