Мир веры хрупкий и непостижимый. Часто сама в себе разобраться не могу, а что уж говорить о моей немощной возможности в понимании души другого человека…
Сколько мы работаем в хоспис, столько знаем маленькую сухонькую старушечку с пушистыми и совершенно белыми седыми волосами – от этого она похожа на одуванчик. Но взгляд у нее тяжелый, испытующий. Никогда не видела ее улыбки. Она очень плохо слышит. В разговоре не принимает участия, но смотрит на меня всегда с большим вниманием (может по губам читает?!).
В первые дни знакомства она взяла у нас нательный крестик. Книги не берет, жестами показывая, свой отказ.
С соседками по палате она при нас не общается. Однако, когда ее перевели в другую палату, некоторые потом нам говорили:
- Характер у нее скверный, ссорится она с нами, громко выкрикивая обидные оскорбления.
Как батюшка нашел с ней общий язык и способ общения я не знаю, но Причащалась она всегда. В очередной раз - вычитывали положенные каноны и Последование. На следующий день батюшка пришел со Святыми Дарами. Все шло как обычно, но вот из палаты, где лежала Надежда, он вышел огорченным и растерянным, сказав нам:
- Надежда от Причастия отказалась, крестик категорически сняла, отдала. Пытался с ней говорить - демонстративно отвернулась, не объясняя свое поведение. Будем молиться за нее усиленно!
Ничего, накануне, «грозы» не обещало.
Прошел месяц. Мы так же по расписанию приходила в хоспис на работу. Надежда молчала , а крестик лежал в палате на подоконнике.
Снова Причастие. Теперь священник вышел из этой палаты совершенно счастливый и с радостью поведал нам:
- Она снова надела крестик и Причастилась. Оказывается, в прошлый раз у нее закончилась лечебная мазь. Она просила медсестру выдать ей новую упаковку, а в запасе такого лекарства, на тот момент, просто не оказалось. Ей предложили подождать некоторое время до следующего пополнения аптечки. Пенсию она не получает – своих денег у нее нет. Надежда расстроилась,
обиделась, а «крайним» оказался батюшка. До сих пор нужного лекарства в отделение не привезли. И она теперь решила попросить у батюшки купить для нее мазь.
Отец Андрей обнадежил ее и обещал непременно передать в ближайшие дни лекарство.
Батюшка исполнил свое обещание. Надежда прониклась к нему особой любовью и доверием, теперь каждый раз встречая приветливой улыбкой.
Вскоре после этого случая получилось так, что нужной суммы из моих средств у меня не оказалось, а из Фонда деньги на приобретение сладких угощений мне еще не перечислили в этом месяце. Пришлось идти в отделение с пустыми руками, успокаивая себя тем, что это даже про мыслительно: пост наши подопечные соблюдать не могут, поскольку находятся в зависимом положении, а вот после Причастия принесу им двойную порцию сладостей как праздничное «вознаграждение» за временное воздержание.
Извинившись в каждой палате перед чтением положенного правила, объяснила им, что причастившись, они получат сразу двойную порцию угощений.
Батюшка после совершения таинства в палате Надежды, вышел и с улыбкой обратился ко мне с деланной строгостью:
- Что же Вы сладости не приносили вчера?
Я объяснила ситуацию, а он, в свою очередь, рассказал мне следующее:
- Надежда встретила меня сегодня приветливо. Теперь она на Вас обижается – «ходит, свои молитвы читает, а конфеты не приносит!» Я ей пообещал с Вами серьезно разобраться!
Видимо, она вчера не поняла моих объяснений. Зато сегодня она смотрела на меня с видом победительницы, получая более объемную порцию угощений.
Алдошина Альбина.