Найти тему
Кристина Долгих

Дизайн человека. Стресс, депрессия ведет к психическим заболеваниям?

Некоторое время назад в США начали говорить о реальной возможности развития пандемии психических заболеваний. Количество людей с нарушениями психики стремительно растет. 

Есть риск того, что в ближайшие годы депрессии по количеству заболевших обгонят онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. И это серьезная проблема, в решении которой могли бы помочь наши знания о мозге. 

Самая сложная система у нас в голове. Если бы можно было подглядеть, как она может функционировать, это было бы полезно для очень многих областей знания. 

 

Специалисты в области неврологии считали, человеческий мозг содержит 100 миллиардов нейронов. Лишь в 2009 году бразильскому исследователю, доктору Сюзанне Херкулано-Хоузел (Suzana Herculano-Houzel) удалось экспериментально подтвердить, что это число значительно меньше. 

В действительности в мозге каждого человека находится не более 86 миллиардов нейронов. Разница в 14 миллиардов существенна — к слову, именно такое количество нейронов содержится в мозге павиана, и половина этой суммы — в мозге гориллы. 

Но даже все эти 86 миллиардов нервных клеток не являются операциональными единицами деятельности мозга. Такими единицами являются контакты между нервными клетками, потому что именно там решается вопрос о том, передастся сигнал дальше или нет. 

 

Компьютеры позволяют развивать сложнейшие геномные исследования, искусственные системы уже давно обыграли человека и научились с большей точностью распознавать изображения. Но если в скорости мы проиграли машинам, то по сложности наш мозг пока превосходит даже самый мощный компьютер на Земле 

 

Совершенно ясно, мы не можем учить, как мы учили раньше. Нужны другие люди. Учитель, который просто является переносчиком знаний, не нужен.

 

Необходимо прежде всего научить учиться, научить, как использовать свою память, как справляться со стрессом и мультизадачами, которые идут параллельно. Как извлекать информацию, где её брать, учитывая, что её стало так много? Как контролировать внимание и память, как классифицировать и упаковывать информацию? 

 

Всё, происходящее сегодня как на биологическом, так и на социальном уровне, несёт вызов всей цивилизации в целом. 

 

Но сознание и возможность его естественнонаучного изучения — это очень непростая и опасная дорога. Здесь очень много вопросов, на которые пока не найдены ответы. 

Как мы принимаем решения? 

Разве мы делаем это сознательно? 

Часто бывает, что мы все хорошо обдумаем и сопоставим, а потом принимаем противоположное решение. Разве нет? Так в чём причина? 

 

По скоростям мозг проиграл искусственным системам очень давно: современные компьютеры меньше, чем триллионы операций в секунду не считают. Однако сложность нашего мозга пока неизмеримо больше.

 

В нашем мозге располагается немыслимой сложности нейронная сеть, и мы над ней не имеем власти. 

Она записывает все, что мы видим: память не устроена как кладовка, это не библиотека, картотека, это даже не холодильник, где сзади у нас лежат вещи, которые мы редко едим, а спереди — самое нужное.

 Это живая ткань, которая все время переписывается. 

Ни одну вещь нельзя вспомнить одинаково второй раз — здесь так же, как с рекой, в которую нельзя войти дважды. Постоянно идет перезапись, и степень сложности этой системы безгранична. 

Так как по этой сети хоть какая-то информация может куда-то прийти? Ведь количество связей в мозгу больше, чем количество элементарных частиц во Вселенной. 

 

«Нечеловекомерность» и «цивилизация праздности» — какие вызовы стоят перед человечеством? 

Всё больше вещей мы доверяем искусственным системам. И они действуют с такими скоростями, в которых одушевленные существа попросту не живут. Но системы очень хорошо работают на высоких скоростях. 

Они могут принять решение, а мы об этом даже не узнаем.