Найти в Дзене

ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ vc СОСТРАДАНИЕ К СЕБЕ

Хочу поделиться об интуициях и своем отклике от чтений и обсуждений работ выдающегося британского психоаналитика Уилфреда Биона. Бион много зрелых качеств психики (о них будет ниже) выводит из способности выносить фрустрацию (недовольство от неудовлетворенных потребностей).
Но на чем она основана эта способность?
Способности выносить фрустрацию  питается способностью сочувственно и сострадательно к самому себе отнестись. Это в корне отличается от самобичевания и жалости к себе (этому учиться не надо, не правда ли- это у нас и так в переизбытке..). Сочувственную позицию к самому себе можно проиллюстрировать отношением:
“Я попал в беду, и/или мне плохо”,  без продолжения (очень часто звучащего, или подразумеваемого следом): и значит я плохой, значит я не справился, не смог итд итп В этом предложении “И значит...” заявляет о себе претензия на всесилие, на амбиции никогда и не при каких обстоятельствах не оказаться “выбитым из седла”. Жалость к себе, в отличии от сострадания, не терпит п
Уилфред Бион
Уилфред Бион

Хочу поделиться об интуициях и своем отклике от чтений и обсуждений работ выдающегося британского психоаналитика Уилфреда Биона.

Бион много зрелых качеств психики (о них будет ниже) выводит из способности выносить фрустрацию (недовольство от неудовлетворенных потребностей).
Но на чем она основана эта способность?

Способности выносить фрустрацию  питается способностью сочувственно и сострадательно к самому себе отнестись.

Это в корне отличается от самобичевания и жалости к себе (этому учиться не надо, не правда ли- это у нас и так в переизбытке..).

Сочувственную позицию к самому себе можно проиллюстрировать отношением:
“Я попал в беду, и/или мне плохо”,  без продолжения (очень часто звучащего, или подразумеваемого следом): и значит я плохой, значит я не справился, не смог итд итп

В этом предложении “И значит...” заявляет о себе претензия на всесилие, на амбиции никогда и не при каких обстоятельствах не оказаться “выбитым из седла”.

Жалость к себе, в отличии от сострадания, не терпит противоречивого, не идеального, разного образа себя.

Жалость жалит и клеймит не допуская неидеальность, не допуская возможность быть хорошим, невзирая на то, что тебе плохо и ты переживаешь жизненную неудачу. Жалость к себе всегда в этой неудаче тебя же и обвиняет, и только в этом ее цель, а не способствовать изменениям.

За сострадательным и сочувствующим к себе отношением стоят не обвинения, и не разочарование в пораженном своем всесилии и претензии в неуязвимости; а ощущение, что ты достоин улучшения, что сможешь не застревать в этой неудаче, что ты можешь попросить о помощи, если это требуется, и найдутся те кто поможет,  и за это не загрызешь себя уязвленной гордыней.

Для этого требуется целостный образ себя, целостный и хороший, принимающий свои недостатки без ущерба для этой хорошести.

Имея такую способность (сочувствовать себе) человек овладевает и способностью справляться с фрустрацией.

Без этой способности не удовлетворенная потребность не превращается в мысль осмысленную и продуманную (она остается мыслью не обдуманной, и не осознанной; она становится мыслью-объектом).

Прим. Бион оригинально рассматривает мышление не как фабрику по продуцированию мыслей, а как аппарат по обработке-обдумыванию мыслей.

Мысль не продуманная (протомысль-объект) годиться только для вынесения вовне, что зачастую приводит, как в поговорке: “В своем глазу бревна не видит , а в чужом...”.

И даже более- человек порой из кожи вон лезет, чтобы невинно одаренного своим “бревном” заставить действовать в соответствии с этим (как будто оно (бревно) действительно принадлежит ему).

В этом иногда и состоит функция аналитика в кабинете- вмещать в себя, оставаясь открытым (контейнировать) такие элементы своего клиента, перерабатывать их и осмыслять, и возвращать в удобоваримой и усваиваемой форме.

Как сказал однажды мой старший коллега и учитель: “Анализ, для аналитика- это сдача своей психики в аренду”.

Способность же неудовлетворенность выносить, превращать ее в мысль продуманную, приводит в итоге к способности учиться на своем опыте, абстрагируясь от него, видеть повторяющиеся модели, узнавать одни и те же “грабли”, на которые постоянно в жизни попадаешь.

А обучение на опыте, переосмысление его и извлечение из него уроков в итоге меняет жизнь к лучшему.