Добрый день, сегодня поговорим об одной улице, на которой есть трамвайные пути. И которые нужно обособить.
Это улица Розы Люксембург в Томске. Значение данной ветки сложно переоценить, она соединяет жителей Большой Подгорной, Дальне-Ключевской, Розы Люксембург, Центрального рынка с центром города. Здесь проходит транспорт, обладающий колоссальным запасом провозной способности, способный стать скоростным контуром города, не зависящий от пробок, но почему-то делит пути с автотранспортом и имеет от этого ряд проблем.
Какие вводные?
- данный участок трамвайных путей является одним из лучших в городе, которые позволяют спокойно развивать на данном участке скорость до 50-60 км/ч
- однако на сегодняшний день из-за совмещённого движения время прохождения участка составляет 11 минут (то есть, средняя скорость на участке составляет 11,5 км/ч)
- по этим путям проходит маршрут 1 - один из самых популярных маршрутов трамвая и электротранспорта в целом
- автомобили выезжают на пути для поворотов, обгона, разворотов, что приводит к частым авариям на путях, из-за которых срывается движение трамваев (что оставляет без транспорта Черемошники и Розы Люксембург)
- медленное движение и его нестабильность приводит к отказу многих пассажиров от пользования данным видом транспорта
Вердикт: трамвайную линию нужно обособлять
Но не всё так просто. Данный участок непростой, и потребует реализации комплексных решений.
Данные по транспортным потокам
В руках у нас есть данные натурного исследования транспортных потоков от РАДАРа за 2017 год.
Мы имеем данные по самому оживлённому перекрёстку нашего участка - пересечение Розы Люксембург с переулком 1905 года.
Чтобы привести данные 2017 года к реальности 2021 года, мы прибавим +8% (темпы автомобилизации в Томске - 1-3% в год).
Однако для нас важна не только максимальная загрузка направлений, но и время, когда подъезжает наибольшее число машин.
Мы видим, что большинство пиков сдвинуто на дневное и вечернее время.
Что дают нам эти данные?
- на Розы Люксембург достаточно одной полосы движения в каждую сторону, но на самых оживленных перекрёстках потребуются расширения для левых поворотов
- понадобятся некоторые изменения в движении
Проект обособления
Чем обособляем?
Из относительно недорогих, но надёжных средств обособления, наилучшим является бордюр. Положить его можно быстро, защищает от заездов на пути хорошо.
Перекрёсток с пер. 1905 года
Здесь сделать расширение для создания второй полосы непросто. Чтобы не влететь в копеечку и избежать затягивания процесса, нужно избежать переноса высоких столбов освещения.
На данном перекрёстке можно сделать это только с одной стороны, так как с другой стороны мешает столб и узкий тротуар, съеденный лестницей.
Для создания кармана достаточно перенести светофор и знак, а также изменить профиль улицы на 2 метра.
Перекрёсток с пер. Совпартшкольным
Перекрёсток с ул. Обруб
Светофорное регулирование
В существующих светофорных режимах не потребуется никаких изменений. Связано это с созданием расширений у перекрёстков, которые компенсируют закрытие путей для машин.
Для автомобилей ситуация с пробками не меняется, так как на остальных отрезках достаточно одной полосы движения, а у самых загруженных перекрёстков будут расширения, компенсирующие сегодняшний выезд на пути. Именно перекрёстки определяют пропускную способность улицы.
Умные светофоры
Но некоторые изменения в светофорные режимы будут внесены. Я предлагаю поставить "умные светофоры", которые будут включать зелёный сигнал трамваю при его приближении к перекрёстку, что позволит обеспечить трамваю приоритет.
Сегодня есть умный светофор в Томске на перекрёстке Кирова-Советской
Установка четырёх светофоров позволит создать для трамваев зелёную волну (на каждом светофоре на Розы Люксембург трамвай сегодня теряет в среднем 30 секунд).
Также станет лучше для автомобилистов, потому что сегодня трамвай едет в одной фазе с параллельными ему потоками, в которых есть налево поворачивающие машины. Получается конфликтная точка, от которой плохо всем: трамваю, который ждал зелёного сигнала и сейчас ждёт, пока уйдут поворачивающие налево машины с путей, и машинам, которым нужно сделать маневр, а тут ещё трамвай хочет проехать.
Как известить светофор о трамвае?
Самый надежный способ - петлевой детектор, который определяет наличие транспортного средства и извещает об этом светофор. Его закладывают на глубине 10-15 см под дорожным полотном, что предохраняет его от повреждений. Данный метод активно применяют в Москве и гарантирует высокую точность определения транспорта - 99,8%.
В нашем случае детекторы будут закладываться под плитку на расстоянии 25 метров от стоп-линии. Светофор будет рассчитывать время включения фазы исходя из того, что трамвай подъедет к стоп-линии через 5 секунд (а если там остановка, то добавляется ещё 20 секунд).
Какие светофорные фазы будут включаться при появлении трамвая на перекрёстке?
Длина "трамвайной" фазы будет равна 12 секундам. Она будет включаться в начале или в конце любой светофорной фазы.
Например, у вас есть перекрёсток с фазами 50-2-36-2. Если трамвай был замечен на 41 секунде первой фазы (нельзя включить в конце этой фазы), то "трамвайная" фаза включается в начале второй фазы: 50-2-12-2-22-2. Если приедет на 12 секунде второй фазы (можно включить), то включаем её в конце этой фазы: 50-2-22-2-12-2.
Таким образом, время ожидания зелёного сигнала в большинстве случаев составляет не более 10 секунд.
Стоимость проекта
~ 2,5-3,5 млн рублей
Что надо сделать:
- укладка 2,885 км бордюрного камня (1822000 рублей)
- разборка 82 метров бордюрного камня и 102 м2 асфальта (460000 рубля)
- укладка 102 м2 асфальта (53000 рублей)
- перенос 3 светофоров и 4 знаков
- установка трамвайных светофоров, укладка петлевых детекторов
- установка 40 столбиков и постройка 2 венских платформ
- разметка (в рамках плановых работ)
Последствия
Трамвай станет ездить быстрее
Время прохождения участка уменьшится на 27% - с 11 до 8 минут. Что это означает?
- люди станут ездить быстрее
- время оборотного рейса 1 маршрута уменьшится с 109 до 103 минут -> для обеспечения существующих интервалов в часы пик на маршрут можно выпускать на 1 трамвай меньше, чем сегодня
- создание скоростного коридора на Розы Люксембург (8 минут от Дальне-Ключевской до пл. Батенькова в любое время суток) -> получение новых пассажиров с личных автомобилей -> разгрузка проспекта Ленина и улицы Розы Люксембург
Трамвай станет ездить стабильно
Обособление, а также иные меры, позволит уменьшить число ДТП на путях, что позволит сделать движение трамваев более стабильным и предсказуемым.
Для автомобилистов практически не изменится дорожная ситуация к худшему (а в долгосрочной перспективе - даже изменится к лучшему)
Открою вам секрет: именно автомобилисты должны требовать хорошего общественного транспорта, потому что в их интересах, чтобы люди, которые пользуются автомобилем не от того, что им нужно или нравится, а потому что вынуждены использовать его из-за отсутствия нормальной альтернативы, пересели на трамвай (автобус, троллейбус и т.п.), освободив место для тех, кому без автомобиля действительно никак.
Таким образом, на проспекте Ленина и улице Розы Люксембург, а также иных улицах, станет меньше автомобилей, а значит и пробок. И это не шутка.
Возможность данного сценария доказывает парадокс Доунса-Томсона (средняя скорость личного автотранспорта напрямую зависит от средней скорости общественного транспорта: чем быстрее едут пассажиры общественного транспорта, тем быстрее едут автомобили), который подтверждён математически и экспериментально.
Вот так. Спасибо, что дочитали, делитесь с другими и комментируйте 🚈🚉