Что-то волна новых версий старых произведений никак не спадает, а, наоборот, нарастает. Буквально недавно мы обсуждали сериал «Анна К», запускаемый Netflix, в основе которого лежит роман Льва Толстого «Анна Каренина» (главную роль в нём будет играть Светлана Ходченкова). Обсуждали также проект «Сто лет тому вперёд» по мотивам знаменитой повести Кира Булычёва. Теперь подтвердилась информация о том, что планируется новая версия «Вам и не снилось», по повести Галины Щербаковой.
Конечно, вышеперечисленные проекты — не «ремейки» старых фильмов. Это новые экранизации литературных произведений. В СССР по многим книгам снималось несколько фильмов, причём некоторые экранизации до сих пор вызывают бурные споры. Например, чьи «12 стульев» лучше — Леонида Гайдая или Марка Захарова.
Но хоть планируемые фильмы основаны на книгах, всё же в некоторых случаях создатели лукавят — они больше рассчитывают раскрутить свои проекты (и, естественно, заработать больше) за счёт популярности старых экранизаций, имевших в своё время почти культовый статус. Вот, например, «Сто лет вперёд» — продюсер сказал, что героем будет Герасимов. Как в «Гостье из будущего». А в литературном первоисточнике фамилия этого персонажа — Наумов. То есть они скорее готовят ремейк «Гостьи», чем другую экранизацию «Сто лет тому вперёд». Интересно, как будут звать персонажей нового «Вам и не снилось» — Рома и Катя, как в фильме, или Рома и Юля, как в книге (при запуске советского фильма решили отказаться от прямых ассоциаций с Ромео и Джульеттой, и заменили имя героини).
Впервые информация о новом проекте »Вам и не снилось» появилась в декабре прошлого года — Юлиана Слащёва, генеральный директор киностудии имени Горького тогда рассказала, что начинают работу над сценарием. В качестве сценариста приглашена драматург Ярослава Пулинович.
На днях (2 июня) Слащёва сообщила ТАСС, что сценарий будет завершён к осени, и тогда они будут подавать проект в Фонд Кино, или Министерство культуры. Съёмки планируются в 2022 году.
Кто будет сниматься в новом фильме — пока неизвестно. Надеюсь, что герои будут соответствовать своему возрасту. Вот старый фильм вроде бы замечательный, но всё же 16-летний Никита Михайловский и 23-летняя Татьяна Аксюта не очень-то подходили друг другу, ведь в юности разница в 7 лет — очень значительна.
Неизвестен также и режиссёр. Сейчас таких, как Илья Фрэз, постановщик старого фильма 1980 года, просто нет. Он был всю жизнь верен кинематографу для детей и юношества.
Прокомментируем некоторые заявления Слащёвой по поводу фильма, сказанные ещё в декабре.
Наш фильм станет совершенно новой экранизацией, в каком-то смысле без цензуры.
«Без цензуры» — значит, больше внимания уделят половой жизни, даже не сомневаюсь. В книге персонажи неоднократно говорят об этом, и школьники, и родители. В кино эти моменты сгладили, но в новом фильме, наверное, усилят. Возможно, и процесс будет.
Действие будет происходить в ту же самую эпоху, не в наше время.
А вот это зря. Зачем опять снимать про ту же эпоху? Зрители старого поколения новый фильм не примут, а об изображении эпохи скажут, что всё тогда было не так. А молодёжи интереснее было бы про своих современников.
Кстати, обещают другой финал. Трагический, что ли? У Щербаковой в первоначальном варианте Рома в финале погибал. Но в журнале «Юность», где повесть была впервые опубликована, порекомендовали финал изменить. Щербакова переписала концовку, сделав финал открытым — непонятно, жив Ромка, или только травмировался. В фильме Фрэза показано, что Ромка — жив.
Пойдём дальше.
Но история будет показана с помощью современного киноязыка, в фильме будет актуальный саундтрек.
Вот саундтрек фильма 1980 года уж точно никто не переплюнет. Музыка Алексея Рыбникова была просто божественной, а заглавная песня «Последняя поэма» — одна из красивейших песен советского кино, до сих пор не потерявшая популярность.
Ещё цитаты о сюжете.
Сюжет будет приближен к повести Галины Щербаковой, больше внимания мы уделим линиям второстепенных персонажей, родителей.
Большее внимание родителям — что ж, это интересно. Посмотрим, какая будет трактовка. Мне, например, показалось, что Костя, отец Ромы (Альберт Филозов), в книге более жалкий и мерзкий, чем в фильме Фрэза. А Вера, мать (Лидия Федосеева-Шукшина) — наоборот, в книге её немного жалко, в отличие от фильма, хотя её обман с бабушкой во всех вариантах противен.
Посмотрим, что из этого выйдет.
P.S. Вспомнил незначительную цитату из повести Щербаковой, которая после 2020 года звучит совсем по-другому:
Он расчихался на первом уроке, и его отправили домой, потому что на Ленинград шла эпидемия самого последнего наимоднейшего гриппа. И в центральном гастрономе уже торговали в повязках.
P.P.S. Кстати, у повести Щербаковой есть продолжение — «Вам и не снилось. 15 лет спустя». Рома и Юля всё-таки создают семью, но любовь не сохраняют, меняются в худшую сторону. Конечно, это нельзя назвать настоящим продолжением, ведь писала не сама Щербакова, а её дочь, Екатерина Шпиллер. По сути — просто фанфик. Но мама в послесловии одобрила, значит, автор оригинала допускает, что сюжет может развиваться именно так...
Надеюсь, что из этой истории не сделают сериал, в котором всё закончится так, как в книге Шпиллер...