Каждый раз я понимаю, что проигрываю. Тем, кто обаятелен и общителен.
Вспоминаю волонтёрские поездки. Я - поющий волонтёр, даже "главнопоющий" (был у нас такой термин). Я пою, я составляю сценарий, я координирую концерт, в котором несколько поющих.
И всё проходит замечательно (не всегда, но как правило). Бабушки и дедушки довольны, довольны и мы сами. На концерте я общаюсь легко и непринуждённо, я остроумен даже, я зажигаю всех. Но концерт заканчивается. И я замыкаюсь. Мне трудно что-то из себя выдавить. Я зажат, топорен и неповоротлив. Если бы вот сразу после концерта можно было нажать на кнопочку и перенестись домой. Чтобы не видеть, чтобы не мучиться... Но так не бывает. Я продолжаю пребывать среди своих - потому что ещё нас будут кормить обедом после концерта, потом мы ещё будем ехать, и иногда это довольно долго. И вот буквально только что мы были на одной волне, были на подъёме - где это всё, куда исчезло? Причём, девушки такие же лёгкие и радостные. А я уже не могу быть с ними лёгким и остроумным, я бы рад уединиться, но некуда. А тем более, если рядом другие ребята - непоющие волонтёры: водители, например и (или) кураторы. И они с девчонками общаются легко, у них совершенное взаимопонимание. Недоступное лишь мне.
Разрывает ещё то, что, с одной стороны, я понимаю. что надо что-то делать тоже, не надо плыть по течению; может быть, стоит у людей поучиться общаться, порадоваться за них. А с другой стороны я понимаю тоже, что слепое копирование других, попытки ломать себя - это тоже плохо, это меня ещё больше будет гнуть к земле.
Я пока не понимаю своей задачи в этом направлении.
На работе мне тоже коллега недавно сказал:
- А ты не боишься, что к 60 годам начнёшь говорить сам с собой? Ты просто молчишь всё время...
Ну, да, на работе я молчу чаще всего. И я понимаю, что молчание - возможно - мне необходимо для концентрации силы слова. Для текстов - статей, стихов, песен, сценариев. Я не могу тратить слова просто так. Слова, ушедшие в пустоту, обессиливают меня куда круче, чем молчание. И оно всё бы ничего. Но есть женщины, девушки, которые рядом. Которые красивы и вдохновляют на творчество. Музы, на самом деле. Но они не читали меня и не слышали; они не знают, каким я могу быть разговорчивым, находчивым и остроумным. Они привыкли ко мне уже в определённом образе. И это можно было бы пережить - если бы не мои коллеги, которые общительны и легки. И девчонкам с ними легко. И я знаю, что глупо мне соревноваться с остроумными и общительными на их дорожке.
А свою дорожку - в повседневности, в жизни вне творческой сферы - я ещё не открыл. А сфера жизни вне творчества (условно, конечно) - она тоже очень важна, и нельзя допускать, чтобы эта сфера на меня наваливалась и придавливала, чтобы я там был ведомым, чтобы я там только терял. Какая-то своя дорожка мне там нужна, какие-то свои точки опоры. Что ж - есть над чем подумать, есть куда работать. Тут надо по шажку, небольшие цели ставить. И создавать ситуации успеха - небольшие, посильные, выполнимые. Чтобы и с этого поля я мог собрать урожай - и отдать его жизни...
______________________
Тимофей Михайлов (г. Самара) - писатель, поэт, композитор. Автор канала "Достигать. Служить. Вдохновлять".