Когда человек находит новую работу, то помимо денежного вознаграждения и непосредственно самой работы для него важную роль играет общение с коллективом. Человек — существо социальное, поэтому то, как к нему отнесутся люди, во многом влияет на производительность труда. Конечно, есть коллективы, где каждый занят исключительно своим делом и не вмешивается в работу другого сотрудника. Но такое встречается редко. Обычно работники предприятия пересекаются, и конфликт интересов может загубить всю работу новичка.
В интернете имеется множество статей, рассказывающих о признаках нелюбви сослуживцев. Но на самом деле все гораздо проще. Новичок обычно подсознательно понимает, что к нему отнеслись предвзято и не приняли. Это не обязательно может выражаться в открытом противостоянии — скандалах, упреках, провокациях. Иногда это видно в мелочах:
1. Игнорирование. Человека просто не замечают, не приглашают на обед или перекур, не разговаривают на обычные темы. При решении рабочих моментов от него стараются скорее избавиться или внушить чувство вины за то, что он не знает своих должностных обязанностей.
2. Скрытые насмешки. Новенького могут обсуждать в его же присутствии, делая вид, что хотят это скрыть. Это может быть перешептывание, но так, чтобы человек слышал. Еще возможно использование хитрого метода — говорить о нем иносказательно, например, рассуждать на тему, что некоторые сотрудники не умеют работать и постоянно просят о помощи.
3. Пренебрежительный тон. Человек понимает, когда к нему плохо относятся по тону, в котором с ним разговаривают. Если коллеги между собой общаются нормально, шутят, смеются, а при разговоре с ним становятся колючими и холодными, то они его не уважают и воспринимают как "чужака".
Причины подобного отношения сослуживцев могут быть разными. Самые распространенные из них следующие:
1. Новичок является типичной "жертвой". Заниженная самооценка, неуверенность в себе демонстрируют окружающим "добычу". Такой человек сам дает право на издевки. Если слегка перефразировать известную поговорку об экономящей на себе женщине, то можно сказать так — чем больше человек унижает себя, тем больше желания он вызывает у окружающих унизить себя еще сильнее.
2. Сильное отличие от коллектива. Это может быть разница в возрасте (молодой человек приходит в коллектив, состоящий из пенсионеров), разница в мировоззрении (новичок — яркий индивидуалист, а остальные работники привыкли быть "серой массой"). Людям не нравится, когда кто-то живет иначе. Особенно это касается борцов за права. Здесь может наличествовать зависть, потому что коллектив привык молчать и терпеть, а новый человек начал бесстрашно спорить с начальством. Некоторые люди под влиянием стереотипов не в силах разрушить их, зато внутреннее восхищаются теми, кто сумел это сделать. Но похвалить его они не могут, потому что это противоречит принципам, поэтому начинается травля.
3. Объективные причины. Сюда входят недовольство человеком как работником, когда он не справляется с обязанностями, подводит коллектив, бездельничает на рабочем месте, конфликтует. В данном случае плохое отношение вполне оправдано, хотя этого сотрудника лучше уволить, нежели издеваться над ним.
В заключении можно сказать лишь одну вещь: сотруднику, на которого имеют "зуб" коллеги, следует подумать о собственном поведении, дать ему беспристрастную оценку. У каждого найдется оправдание своим поступкам, однако иногда нужно признать свои ошибки. Впрочем, никто не мешает ему избавить себя от ненавистного коллектива и попробовать себя в иной сфере.