Знаете ли вы, что первые рельсовые дороги появились намного раньше поездов? Так, в начале 17 века. Так, в 1603 году в Британии построена была деревянная Wollaton Wagonway. И не стоит думать, что тогда на ней было нечему ездить. Первый транспорт для рельсовых дорог работал на конной тяге..
Наш телеграм канал Deep meaning ideas, подпишись.
Истоки
А вот над паровой машиной, которая послужила основой работы первых поездов, работали не один год и несколько ученых в разное время. Так, одним из пионеров парового дела был Томас Севери, который изобрел паровой насос. У него не была цилиндра с поршнем, но пар все же образовывался в одном котле. В 1712 году британский же кузнец Ньюкомен, вдохновленный машиной Севери, представил миру атмосферный двигатель, тоже работавший на пару. От машины Севери он отличался сниженным рабочим давлением пара. Использовалась данная машина для откачки воды из шахт. Потом был Ползунов и его паровая машина. Но до первых поездов было еще далековато. В 1773 году снова британское изобретение – первая паровая машина Уатта. Спустя 10 лет он создал универсальную паровою машину, которую уже можно было использовать для паровозов. И поехало…Так, во Франции изобретена была первая паровая повозка для перевоза тяжелого оружия. К сожалению, она была несколько неудачной и громоздкой. А 2010 лет назад британец Ричард Третвик продемонстрировал миру первое паровое авто. Оно издавала сильный гуд и двигалось со скоростью 10 километров в час, но тогда просто поражало воображение. Да и скорость нормальная для той эпохи, ведь время тогда текло намного медленнее, чем сегодня. Тогда время поездов уже пришло, но до этого надо было дожить.
Первые поезда
Тот же Ричард Третвик в 1804 году построил первый в мире паровоз. Кстати, Третвик и Уатт были друзьями юности, поэтому могли свободно перенимать идеи друг друга. Проблема тогда была еще и в том, что рельсы из чугуна не выдерживали таких тяжелых машин, а железо стоило дорого.
Следующие годы стали эпохой экспериментов.
Самым успешным экспериментатором назвать можно ученого Джорджа Стефенсона, который предложил миру несколько идей паровозов. С его подачи была построена первая железная дорога Дарлинг-Стоктон. Настоящий железнодорожный бум начался в 1880-90е годы. Тогда железные дороги появились во всем мире и стали нормой. Мир оценил изобретение.
Поезда в России
Не отставала от всего мира и Российская Империя. Созданием первой железной дороги здесь были озадачены еще в начале позапрошлого века. Все предпосылки уже были, однако препятствовало этому общественное мнение. И все же в 1837 году случилось историческое событие – открытие дороги между Царскосельским Лицеем и Санкт-Петербургом.
В 1851 году появилось и такое удивительное явление, как железнодорожные войска. Случая поистине уникальный, но вот применения им так и не нашли. Активное строительство железных дорог шло в Российской Империи, а потом и в СССР до 1970-х годов, а потом слегка затормозило.
Электрический транспорт
Он появился спусти век после появления паровой машины. Электрификация железных дорог началась в 1879 году. Вернером Сименсом представлен был первый проект поезда на электрической тяге. К слову, электрификация шла медленно, и многие страны включились в этот процесс только после Первой Мировой войны. Сначала электровозы, кстати, вытеснили паровозы в шахтах, и только в 1910-1920-х они стали появляться на железных дорогах.
Интересный факт
Первые паровозы, как и все новое, вызывали у горожан и сельских жителей беспокойство и страх. Они считали, что это шумно, не экологично и будет мешать пастись скоту, да и опасно для жизни. Второй раз люди массово испугались поезда в 1895 году, после премьеры фильма братьев Люмьер.