Предыстория
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года через полгода после развала СССР. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.
Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия, а 20 декабря 1994 года договор вступил в силу сроком на 5 лет.
В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию. 7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.
В 2009 году были созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР). Их задача — отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Учения КСОР проходят на регулярной основе.
21 декабря 2015 года главы государств-членов ОДКБ приняли Заявление о противодействии международному терроризму, в котором заявили о намерении «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам»
Политическое и военное применение ОДКБ
История ОДКБ показывает, что организация заточена под материально-техническое и учебное строительство, максимально обходя вопросы политического и военного применения. Первый раз это четко проявилось в ситуации кыргызстанского политического кризиса в апреле 2010 г., когда президент Беларуси Александр Лукашенко на майском саммите предложил (в порядке консультации) ввести силы ОДКБ в Кыргызстан для поддержки свергнутого президента Курманбека Бакиева. Предложение повисло в воздухе. Затем, как указывают некоторые источники, был созван Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ для решения вопроса о военной помощи Кыргызстану, заключающейся во введении в страну частей КСОР. Однако эта идея была отвергнута на уровне президента России Дмитрия Медведева.
Второй раз ожидания реакции ОДКБ возникли в ситуации армяно-азербайджанского конфликта 2020 г., но организация подтвердила принцип ответственности по безопасности только в рамках международно-признанных границ своих членов, без каких-либо исключений и расширенных толкований.
Какие плюсы извлекают страны-участницы из ОДКБ?
1. Правовая база ОДКБ стала работающей платформой для множества отдельных соглашений по поставкам боеприпасов, топлива, запчастей, обеспечения срочного ремонта техники и подготовки специалистов для работы в чрезвычайных ситуациях.
2. Обучение военнослужащих стран организации в российских военных вузах с 2005 г. осуществляется на безвозмездной основе. Ежегодно на эти цели из федерального бюджета РФ выделяется от $10 млн до $15 млн для обеспечения обучения 2,5 тыс. офицеров-слушателей из стран организации.
3. Что касается поставок военной техники, то системы вооружения, ранее не эксплуатируемые, находящиеся на складах Минобороны России, поставляются участникам ОДКБ по стоимости производителя без НДС, с доставкой по внутренним российским тарифам. В то же время, на новейшие системы, активно поставляемые на внешние рынки, применяется скидка от 5% до 10% от экспортной стоимости.
Возможности для развития ОДКБ
1. Развитие операционной совместимости. При объективной ограниченности возможностей взаимодействия и интеграции на политическом уровне и уровне штабных структур, надо сохранить, как минимум, достигнутый уровень «полевой координации».
2. Прозрачность военного планирования. ОДКБ может стать площадкой для существенного расширения взаимного доверия между государствами-членами Договора. Как ни странно, сейчас это также может оказаться актуальным.
3. Развитие совместных образовательных проектов в сфере обороны и безопасности. В этой сфере всегда главными будут национальные приоритеты. Это естественно, однако столь же естественным является обучение на основе лучших образцов и передового опыта, примеры которого имеются во всех государствах ОДКБ.
4. Развитие методологической совместимости в вопросах, прежде всего, оценки угроз и механизмов реагирования на них. Как ни странно, этот, казалось бы, теоретический аспект может оказаться весьма важным, если говорить о перспективах развития ОДКБ и расширения поддержки Организации со стороны элит и политических кругов, а также гражданского общества. В конечном счете, именно общая методология оценки ситуации является основой общего планирования в вопросах военной безопасности.
5. Возвращение ОДКБ в глобальное информационное пространство. Согласимся, за последние годы мы не так много слышали об ОДКБ. Это не означает, что необходим какой-то массированный «пиар», но умеренная и убедительная демонстрация «флага», операционных и политических возможностей не помешает.
Вывод:
ОДКБ – это структура партнерской координации в приграничье России, где основную роль играют вооруженные силы РФ, при этом партнеры имеют возможность повышать свою материально-техническую базу, управленческий опыт и учебные ресурсы, что и отражается в виде небольшого реального прогресса, заметного по тематике учений Минобороны России с партнерами ОДКБ.
Среди задач, стоящих перед Парламентской Ассамблеи ОДКБ и организацией в целом также можно отметить необходимость наладить такое взаимодействие со структурами СНГ, ЕАЭС, ШОС и другими, которое исключало бы дублирование функций и ненужную соревновательность между сотрудниками аппаратов этих организаций. Перед всеми вышеперечисленными межгосударственными организациями стоят разные задачи, и «аппаратная война», точнее, даже не война, а излишняя конкуренция приведет лишь к понижению эффективности взаимодействия во всех сферах, включая безопасность.
Современный этап развития ОДКБ, вероятно, не предполагает ничего революционного. Однако взятые в совокупности тактические, возможно, внешне незначительные шаги могут существенным образом изменить не только восприятие организации в политических кругах, но и сам статус этой организации.