Мой личный список "Лучший нон-фикшн" из последнего мной прочитанного, это весьма и весьма субъективное мнение, но, надеюсь, будет для кого-то полезным.
- «Миф об утраченных воспоминаниях», Элизабет Лофтус.
Очень страшное на самом деле исследование, из которого понятно, откуда ноги у растут у эпидемии обвинений в абьюзе и харассменте, причем не всегда объективных, а из серии «Расскажем голодному ребенку в Африке, как нам неправильно подали омлет в «Шоколаднице».
Автор утверждает, что психотерапия в стиле «МакДональдса» привела к тому, что психотерапевты способствовали появлению у пациентов ложных воспоминаний, их назвали «вытесненными». Человек в принципе может поверить во что угодно и себя в этом убедить – оглянитесь на 2020 год. В книге полно документальных примеров громких судебных процессов в США*.
- «Виденное наяву», Семен Лунгин.
Автор сценариев фильмов "Мичман Панин" (1960), "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1970), "Самая послушная" (1965), "Жил певчий дрозд" (1970) рассказывает, как вынужден был бросить театр, как творил вместе со своим соавтором Ильёй Нусиновым, о магии театра и кино, знаменитых актерах и режиссерах.
30 лет спустя его рекомендации и советы сценаристам ничуть не устарели, да и выглядят живее, что ли, современных учебных пособий со схемами и математическими формулами для художественных произведений.
- «Вид с дешевых мест», Нил Гейман.
Сборник более 60 эссе, предисловий к другим книгам, публичных выступлений и авторских колонок Нила Геймана.
Цитата: «Я писал, и именно так я научился писать. Я приучил себя к тому, что к любому делу нужно относиться как к приключению, и тут же бросать его, если чувствуешь, что оно превратилось в работу; жизнь не должна быть работой».
Обожаю его.
- «Голая обезьяна», Десмонд Моррис.
В этом издании сразу три исследования Десмонда Морриса. Первое, «Голая обезьяна», я читала с глухим раздражением и сильным протестом. Человек - не обезьяна! Но чем дальше, тем больше сходства оказалось в социальных ритуалах, иерархии и привычках бабуинов и людей.
Налет цивилизованности, конечно, весьма условная штука.
- «Сердце машины», Ричард Йонк.
Прогноз относительно того, что нас ждет в ближайшем будущем. Якобы, наступит новая эра симбиоза людей и искусственного интеллекта, появится новый вид на Земле. к чести автора, он предупреждает и о негативных тенденциях самостоятельного развития искусственного интеллекта.
Так почитаешь и начинаешь понимать луддитов, которые 5G вышки жгут.
- «Снимая маску», Эндрю Ллойд Уэббер.
Автор «Призрака оперы», «Кошек» и «Иисус Христос – суперзвезда» с юмором и иронией вспоминает, как рос, восторгался музыкой и архитектурой и медленно, но верно шел к успеху.
Цитата: «Во время поездок у меня было несколько инцидентов с местными подростками, которые весьма нелюбезно отнеслись к женоподобному мальчику в дорогом школьном костюме с архитектурными путеводителями наперевес. В результате этих встреч я обнаружил, что не был таким уж неспортивным. Я отлично бегал».
- «Опечатки». Терри Пратчетт.
После смерти отца Плоского мира Терри Пратчетта вышел сборник его статей, эссе и выступлений на разных конвентах и публичных мероприятиях.
Он честно признавался, что жанр фэнтези позволял ему препарировать существующие экономические и социальные проблемы, вспоминал о книжных турах по всему свету, иронизировал над тем, как его книги относили к «несерьезному» жанру.
Удивительный был человек и гениальный писатель.
- «Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского». С. Фрейлих.
Очень рекомендую и жалею, что эта книга не попала мне в руки раньше. О кинематографе я прочитала несколько сотен изданий, и эта – в верхней десятке моего личного рейтинга. Думаю, это будет интересно не только студентам специализированных учебных заведений, но и всем, кто любит магию кино.
* Самый маразматичный случай произошел с Полом Инграмом. После психогического ретрита в церкви его взрослые дочери обвинили его в изнасилованиях, сатанинских обрядах, убийствах младенцев. Пол как «истинный христианин» рассказал «добрым полицейским» и того больше. Ни трупов, ни медицинских свидетельств о родах, абортах, шрамах, травмах у девушек. Но. Но! Мужчину в итоге отправили в тюрьму на основе его признаний. Он решил не позорить честь семьи, а свои «утраченные воспоминания» счел происками дьявола. И весь этот карнавал идиотизма под видом полицейского расследования профинансировало правительство штата.
Читайте также: Феномен Звягинцева разбирают критики и коллеги
Читайте также: От сценария до монтажа - "Язык кино", Д. Кузнецов
Читайте также: Единственный учебник сценарного мастерства, который хвалят продюсеры