Возможно, для многих этот вопрос прозвучит странно, ведь и тогда были и автомобили, и дороги, и море, куда в летний сезон тянулись отпускники. Однако везде ли так было в России (в то время – в Советском Союзе)?
Почему я затронул эту тему? Хочу рассказать о своём опыте путешествия на личном авто в те времена. И о том, как разительно отличались путешествия сейчас и тогда.
Тогда это было скорее исключение, чем правило. Потому-что путешествие на авто превращалось в борьбу за достижение цели. В противовес нашим временам в этом и нужды особой не было, потому что была очень развита региональная авиация. Жил тогда в Амурской области. Самолеты в Хабаровск и Владивосток летали как маршрутки. Можно было просто приехать в аэропорт, купить билет и сразу улететь – рейсы в тот же Хабаровск были через каждые 2 часа. А сейчас, наоборот: с дорогами и инфраструктурой порядок, зато региональную авиацию развалили. Вот и ломай голову, хуже раньше было или лучше..
Сейчас мы привыкли к тому, что можем запросто прокатиться на авто из Владивостока или Хабаровска в западную часть страны или наоборот и считаем это как само собой разумеющееся.
Но ведь каких-то 15 лет назад между Дальним Востоком и остальной Россией не было сквозной дороги (зимники не в счет). А что было в 1970-1980-ых годах на Дальнем Востоке? Лучше не представлять…
В 1986 г. в семье купили новый автомобиль – ВАЗ-2104 – по тем временам это было очень круто, тогда «четвёрки» только пошли.
После покупки автомобиля решено было хлебнуть романтики и съездить на море в Приморский край. Я тогда пацаном был, мне хоть к черту на кулички, всё было интересно.
В то время федералки не было, и в одном месте был заболоченный участок, который на юге Амурской области шел к границе с Китаем и вдоль неё тянулся до городка Облучье в Еврейской области. Крюк этот выходил в 230 км при полном отсутствии на пути заправок. Сама дорога кое-где превращалась в колею. При обильных дождях колею заливало водой и дорогу размывало. Чтобы проехать данный участок приходилось подгадывать чтобы выехать после четырёх-пяти солнечных дней подряд без дождя. Только тогда можно было стартовать. Если этот отрезок преодолевался за 5 часов – считай, что тебе повезло. Через каждые 10-20 километров дежурили ГАЗ-66-ые – на случай, если какого-нибудь застрявшего вытащить из грязи. Если застрял – ждешь встречную или попутную машину, чтобы через неё передать, что нужна помощь. Тогда же мобильных не было..
Нам повезло – мы проехали удачно, дорога была сухой. А вот обратно – нас, да и не только нас – каждую машину - волокли ГАЗ-66-ые метров 100 в самой размытой части. Вот такой сервис был. Что после такого сервиса было с днищем авто - решала рулетка.
Отдельная история – автозаправочные станции. В Облучье, на заправке не работали колонки, и нам заливали бензин из ржавого ведра. Одному богу известно, что за бензин там был, но куда деваться, ехать-то надо.
В первый день от раннего утра и до 9 вечера проехали 450 км! И это было достижение, учитывая состояние дорог!
Более-менее хорошая дорога – полностью асфальтированная – была от Хабаровска до Владивостока. Но там поджидала другая напасть – на заправках заправляли не более 20 литров бензина – тогда как раз дефицит был. Нам после долгих уговоров заливали полный бак только потому, что у машины был другой регион («АМ» на советском номерном знаке).
Вот так в то время путешествовали на личном авто.
А вы путешествовали на машине в те времена?