Найти тему
WTM

Как часто путешествовали на личных автомобилях во времена социализма?

Возможно, для многих этот вопрос прозвучит странно, ведь и тогда были и автомобили, и дороги, и море, куда в летний сезон тянулись отпускники. Однако везде ли так было в России (в то время – в Советском Союзе)?

Почему я затронул эту тему? Хочу рассказать о своём опыте путешествия на личном авто в те времена. И о том, как разительно отличались путешествия сейчас и тогда.

Тогда это было скорее исключение, чем правило. Потому-что путешествие на авто превращалось в борьбу за достижение цели. В противовес нашим временам в этом и нужды особой не было, потому что была очень развита региональная авиация. Жил тогда в Амурской области. Самолеты в Хабаровск и Владивосток летали как маршрутки. Можно было просто приехать в аэропорт, купить билет и сразу улететь – рейсы в тот же Хабаровск были через каждые 2 часа. А сейчас, наоборот: с дорогами и инфраструктурой порядок, зато региональную авиацию развалили. Вот и ломай голову, хуже раньше было или лучше..

Сейчас мы привыкли к тому, что можем запросто прокатиться на авто из Владивостока или Хабаровска в западную часть страны или наоборот и считаем это как само собой разумеющееся.

Всем известный символ "федералки" Чита-Хабаровск на юге Амурской области. (фото из открытых источников)
Всем известный символ "федералки" Чита-Хабаровск на юге Амурской области. (фото из открытых источников)

Но ведь каких-то 15 лет назад между Дальним Востоком и остальной Россией не было сквозной дороги (зимники не в счет). А что было в 1970-1980-ых годах на Дальнем Востоке? Лучше не представлять…

В 1986 г. в семье купили новый автомобиль – ВАЗ-2104 – по тем временам это было очень круто, тогда «четвёрки» только пошли.

После покупки автомобиля решено было хлебнуть романтики и съездить на море в Приморский край. Я тогда пацаном был, мне хоть к черту на кулички, всё было интересно.

В то время федералки не было, и в одном месте был заболоченный участок, который на юге Амурской области шел к границе с Китаем и вдоль неё тянулся до городка Облучье в Еврейской области. Крюк этот выходил в 230 км при полном отсутствии на пути заправок. Сама дорога кое-где превращалась в колею. При обильных дождях колею заливало водой и дорогу размывало. Чтобы проехать данный участок приходилось подгадывать чтобы выехать после четырёх-пяти солнечных дней подряд без дождя. Только тогда можно было стартовать. Если этот отрезок преодолевался за 5 часов – считай, что тебе повезло. Через каждые 10-20 километров дежурили ГАЗ-66-ые – на случай, если какого-нибудь застрявшего вытащить из грязи. Если застрял – ждешь встречную или попутную машину, чтобы через неё передать, что нужна помощь. Тогда же мобильных не было..

Примерная такая дорога была на пути на море... (фото из открытых источников)
Примерная такая дорога была на пути на море... (фото из открытых источников)

Нам повезло – мы проехали удачно, дорога была сухой. А вот обратно – нас, да и не только нас – каждую машину - волокли ГАЗ-66-ые метров 100 в самой размытой части. Вот такой сервис был. Что после такого сервиса было с днищем авто - решала рулетка.

Отдельная история – автозаправочные станции. В Облучье, на заправке не работали колонки, и нам заливали бензин из ржавого ведра. Одному богу известно, что за бензин там был, но куда деваться, ехать-то надо.

В первый день от раннего утра и до 9 вечера проехали 450 км! И это было достижение, учитывая состояние дорог!

Более-менее хорошая дорога – полностью асфальтированная – была от Хабаровска до Владивостока. Но там поджидала другая напасть – на заправках заправляли не более 20 литров бензина – тогда как раз дефицит был. Нам после долгих уговоров заливали полный бак только потому, что у машины был другой регион («АМ» на советском номерном знаке).

Вот так в то время путешествовали на личном авто.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

А вы путешествовали на машине в те времена?

Спасибо за прочтения, лайки приветствуются, а также подписка на канал!