Не все знают, но «Рататуй» является моим любимчиком среди мультфильмов. Прошёл почти год с того момента, когда я посмотрел эту чудесную картину. По сей день я восхищаюсь этой работой ,а прошлым летом она и вовсе не покидала мой разум. Уже в августе я решился пересмотреть этот мультфильм, причём на английском. Оригинальная озвучка меня порадовала, однако больше я обратил внимание на те режиссёрские фишки, которыми пользуется этот мульт.И вот прошло ещё полгода. Я начал лучше разбираться в режиссуре и постановке, и поэтому готов поведать вам про то, какими приёмами пользуется этот фильм, чтобы максимально точно донести до зрителя свою основную мысль.
Режиссёром «Рататуя» выступил Бред Бёрд, который также в ответе за «Стального гиганта» и «Суперсемейку».Про постановку во второй уже говорили довольно часто, оно и немудрено.»Суперсемейка» больше всего в этом преуспела, если сравнивать её со своими пиксаровскими собратьями. Да, »Рататуй» уступил предыдущему творению Бёрда в плане режиссуры, однако смысл стал более глубоким, что естественно привлекло народ.
Начать стоит с разбора самой, так как без заслуг аниматоров не родился бы мультфильм. На раскадровке уже присутствовали примечательные моменты. Ну а как ещё по-другому? Всё-таки именно от таких «комиксов режиссёра» и зависит то, как продумана та или иная сцена. Взгляните вот на этот момент:
Это раскадровка момента, где Реми сначала убегает от Лингвини, а потом присоединяется к нему. Наверняка вы заметили стрелку, которая пропадает только на двух последних кадрах. Она указывает движение камеры и самого Реми, соответственно. На предпоследней картинке стрелка отсутствует по причине того, что камера статична (cam stop).И здесь уже прослеживается интересный операторский ход, хоть и очевидный. Реми остановился на секунду не только физически, но и духовно. Задача режиссёра-показать эту остановку, и лучше всего это сделать с помощью камеры. Однако на следующем кадре стрелка снова появляется, и камера медленно плывёт в сторону, показывая, что крыс начинает делать маленькие духовные шажки и становится другом Лингвини. Также здесь есть ещё один незамысловатый приём-отдаление персонажа, чтобы показать его одиночество. Дальний обычно используется, чтобы показать местность, однако иногда он предназначен для того, чтобы наиболее точно передать несчастье персонажа.Вот несколько примечательных примеров:
И это ведь только раскадровка. После неё люди ещё не приступают к детализации или полноценной анимации. Сначала делают упрощенный рисунок, который называется аниматиком (или же сторибордом). У него фактически одна главная функция: расположить правильно объекты, которые фигурируют в сцене. И вот здесь уже должна пойти самая веселуха для таких любителей проанализировать мультфильмы, как я. Однако вы уже убедились, что здесь даже раскадровка способна подбросить человеку немало рассуждений. Вот пример сториборда:
Интересного здесь по моему мнению мало. Единственное, что можно здесь подробно разобрать это взгляды героев. Они кардинально различаются. У Лингвини глаза сморят в пустоту. У него абсолютно отстранённый вид, не имеющий ни капли напряжения, злости, тревоги или какой-либо другой эмоции. Думаю, никто не будет спорить, что в данном кадре персона Живодера смотрится гораздо интереснее и примечательнее, так как такого выраженного взгляда не было бы, если бы не форма его головы, носа, рта и прочего. Хороших героев всегда рисуют без острых углов, злодеев, напротив, делают ни разу не круглыми.
Живодер яркий пример того, как правильно нарисовать негативного персонажа. Его нос треугольный, рот тоже с острыми углами, да и сам он весьма заострённый. Из-за совокупности всех факторов, которые я сейчас перечислил, его взгляд становится пронзающим и сосредоточенным. Его взгляд, кстати, падает на объект, которого нет в сцене-Реми. Это ещё раз показывает, насколько отстранённым в этом кадре является Лингвини.
То, что я сейчас назвал-самое банальное и поверхностное, что знает человек хоть чуть-чуть разбирающийся в режиссуре.Теперь переходим к более сложным фишкам, которые Бёрд и аниматоры выплеснули уже в полноценной анимации.
В мультфильм неспроста была добавлена начальная сцена, где говорится о французской кухне, Гюсто и Антуане Эго. Во-первых, это хорошая подводка к основному повествованию, а во-вторых, она делает появление Эго ожидаемым, и завораживающим. После неё следует на данный момент клишированный художественный приём, однако во времена 2007-го это не было особо заезжанным.Я говорю о рассказе из уст главного персонажа. После него особо ничего интересного в плане режиссуры не идёт-всё довольно гладко и выверенно, до того момента, пока Реми не начинает кайфовать от еды.
Тут в ход вступает музыка и интересные аниматорские решения. Для сыра и клубники были подобраны две разные мелодии, но при этом они обе отдают французским колоритом. Если первая упирается в ритм, то вторая более мелодичная. Это отражается и визуалом: отрывистые круги для сыра и плавные линии для клубники. В конце совмещается как музыка, так и анимация. Кажется банальным, однако очень часто такие мелочи упускаются, из-за чего картина становится чуть хуже.
Куда же без экшна? Конкретно его очень уместно вставили в тот момент, когда Реми в первый раз оказывается на кухне. Чтобы экшн был поставлен правильно, важно соблюдать 2 условия:1-делать монтаж резвым, и 2-не злоупотреблять этой самой резвостью. «Рататуй» не отходит от этой формулы.
Этот мультфильм на самом деле подкупает разными вещами, причём разных зрителей. Лично для меня всегда главным его достоинством будет оставаться посыл и философия, а вот кто-то больше всего хвалит юмор. И с ними нельзя не согласиться. Шутки действительно искромётный и иногда попадают в самое яблочко. И делают они это не в последнюю очередь из-за режиссуры. Мне, к примеру, очень нравится момент, когда Реми и Лингвини в первый раз заходят в ресторан, будучи командой.
Иногда не нужно никаких неловких долгих заходов в здание, достаточно просто фразы «Так давай сделаем это!», после которой резко меняется кадр, и Лингвини уверенно открывает дверь, что тем не менее со стороны выглядит очень глупо и смешно выглядит со стороны. Однако ржачнее всего в этот момент не персонажам, а зрителям, так как мы знаем, что под одеждой героя ползает одна шибко талантливая крыса. Не знаю почему, но этот момент каждый раз заставляет меня от души похохотать, хотя остальные вроде с него не так прутся.
И самая начинка естественно находится в конце. Ну а как ещё иначе? Кульминация, развязка, та самая философия-всё сошлось в последних 15 минутах. Начнём с самого простого и очевидного.
Всем киноманам известно, что съёмка восьмёркой и диалог это лучшие друзья. Конечно, разговор двух персонажей иногда снимают и средним планом, что, кстати, имеется в мульте,
но чаще используется вышеупомянутый мною приём. Наверняка многие мои читатели не знают, что он из себя представляеет. Для таких я могу посоветовать поисковик. В мультфильме под конец происходит диалог Реми и его отца, где второй приходит на помощь первому. Она снята именно с помощью восьмёрки. Особо заострять на ней я внимание не буду, так как дальше идут по-настоящему интересные вещи.
В ресторан приходит Эго, и именно в этот момент Реми абсолютно несправедливо остаётся только с крысами, которые не умеют готовить. И уже по ходу готовки подключаются и Лингвини, и Коллет. Момент показан очень воодушевляюще и не в последнюю очередь из-за музыки. Она творит магия. Особенно мне нравится момент, когда Рататуй уже почти приготовлен. Ну и наконец наступает сцена, которую ждали все: Антуан Эго пробует рататуй.
Здесь полно кинематографичных приёмов. Начнём с того, что сцена, где Эго ещё ребёнок полностью залита тёплыми оттенками. Этот приём нужен для того, чтобы сцена для вас стала максимально родной и положительной. Также здесь есть опустошённые глаза, на которых делается особый акцент и план конкретной детали (падающей ручки).Дальше следует сцена, которая наиболее меня когда-то впечатлила. Её даже разбирать не буду. Это точка невозврата моей жизни, и эта статья бы просто не вышла, если бы не та сцена. Я знаю, что я впечатлительный, однако этот момент для меня настолько родной, что я не могу разобрать даже его постановку, хотя это не касается эмоций. Это просто выше моих сил.
Разве что могу отметить замечательный пейзаж:
Это тот раз, когда я не знаю, что сказать в заключении. У меня просто нет слов, чтобы описать свои эмоции. На моём бы месте могли оказаться Пушкин, Тургенев, Толстой и другие мастера, которые чертовски хорошо обращаются со словами, но они бы тоже не смогли наиболее точно передать свои чувства. Возможно всё, что я написал в конце этой статьи создаёт впечатление дурачка или человека, который не знает, о чём пишет, однако меня даже разбор режиссуры этого мультфильма берёт за самое сердце. Мне не остаётся ничего, кроме как поблагодарить мир, жизнь, человечество-да кого угодно, за то, что этот прекрасный мультфильм существует.