Найти в Дзене
Коты, книги и кино

Как снять шедевр - разбор первых работ Тарковского

Андрея Арсеньевича называют первым продюсерским успехом Андрона Михалкова-Кончаловского

редкое собрание официальных документов о создании кино, фото - мое
редкое собрание официальных документов о создании кино, фото - мое

Очень познавательный сборник телеграмм, заявлений, стенограмм художественных советов и избранных цитат из мемуаров тех, кто работал с Андреем Тарковским.

Авторы этой антологии ни в коем случае не умаляют его достоинств и заслуг, но, по ходу, задались целью развенчать культ гения интеллектуального философского кино.

Не знаю, если она сейчас в продаже, я брала книгу в библиотеке; фото - мое
Не знаю, если она сейчас в продаже, я брала книгу в библиотеке; фото - мое

К примеру, Андрон Михалков-Кончаловский вместе с Тарковским писал сценарий «Иванова детства», громкого дебюта кинорежиссера, но в титрах его не оказалось.

А. Тарковский на съёмках фильма «Андрей Рублёв», 1965; фото из открытых источников
А. Тарковский на съёмках фильма «Андрей Рублёв», 1965; фото из открытых источников

Потом они вместе работали над «Андреем Рублевым», и окончательно разошлись во время съемок «Зеркала».

Тарковский за печатной машинкой слева, Михалков-Кончаловский - справа. Творческий дуэт просуществовал недолго; фото из открытых источников
Тарковский за печатной машинкой слева, Михалков-Кончаловский - справа. Творческий дуэт просуществовал недолго; фото из открытых источников

Фишка в том, что идея фильма об иконописце принадлежала их общему другу, актеру Василию Ливанову. Но Андрон и Андрей резво написали свой сценарий и оставили лицедея за бортом.

Вместе с Тарковским над фильмами работали сотни людей - редакторы, художественные руководители студий, операторы, актеры и многие другие; фото - мое
Вместе с Тарковским над фильмами работали сотни людей - редакторы, художественные руководители студий, операторы, актеры и многие другие; фото - мое

И так далее, и тому подобное. Мне очень понравились стенограммы художественных советов, обсуждения как замыслов, так и сценариев, и черновых вариантов монтажа.

Цитаты писателя и главного редактора «Мосфильма» Лева Шейнина, кинорежиссеров Григория Александрова, Сергея Михалкова, Михаила Ромма.

Очень интересно проследить, как возникали фильмы от замысла до воплощения, какие рекомендации и предостережения озвучивали коллеги и критики. Еще одного доказательство того, что кино – искусство синтетическое.

Еще обзор книг о кино и кинодраматургии:

#Какснятьшедевр #АндрейТарковский #кинорежиссер #режиссер #кино #чтопочитать #книжныйблог #книжныйотзыв #книжныйобзор #чточитаешь