Добрый день, дорогие читатели. Сегодня легкий неформат.
Дело в том, что всё больше погружаясь в историю Калининграда - киноактёра, прихожу к печальному выводу - огромный пласт истории и культуры самого западного региона России абсолютно не исследован и не изучен.
Это по меньшей мере странно. В области, в которой власти и бизнес делают определенную ставку на туризм, по непонятной мне причине за "бортом" остаются многие события из сферы истории и культуры послевоенного периода развития города и области.
Вот и сведения, доступные в интернете по "калининградской" фильмографии представляют собой отрывочные, бессистемные материалы. Они в большей части формируются по принципу ОБС ("одна баба сказала") и вобрали в себя лучшие качества т.н. "испорченного телефона". Ошибки в названиях фильмов переходят из списка в список, а включение отдельных кинолент в списки мало как обосновывается.
В этой связи интересная ситуация складывается с фильмом "Падение Берлина".
Это грандиозная советская двухсерийная киноэпопея снималась Михаилом Чиаурели в 1949 году на студии Мосфильм.
Сюжет охватывает события Великой Отечественной войны. Действие начинается непосредственно перед войной. В повествование вплетена сюжетная линия сталевара Алексея Иванова (его роль сыграл Борис Андреев), который за свои трудовые подвиги попадает на приём к Сталину. Когда начинается война Алексей Иванов уходит добровольцем на фронт, а его невесту Наташу угоняют в немецкий плен. Важнейшие события войны, отражённые в фильме, показаны через личное участие в них Алексея: от военного парада в ноябре 1941 года у стен Кремля, Битвы за Москву, Сталинградской и Курской битв до взятия Берлина и водружения Знамени Победы над Рейхстагом.
#Кино для своего времени смотрелось очень здорово. Позже, после выступления Хрущева Н.С., где он "громил" Сталина ссылаясь в том числе и на данный фильм, лента Падение Берлина" на долгие годы легла "на полку".
Но вернёмся к вопросу о местах съёмки фильма. По данным многих интернет источников, некоторая часть из них проходила в Калининграде. Более того, информация о калининградской "прописке" этого фильма официально использовалась властями города в период празднования очередного юбилея города в 2015 году.
Собственно и я тоже в своей стартовой статье на канале "Снято в Калининграде" спокойно указал фильм "Падение Берлина" в качестве одной из первых кинолент, снятых на калининградской земле.
И вот подошло время готовить статью для канала и об этом фильме.
Пересмотрев его несколько раз, я знакомых калининградских локаций, зданий или улиц не увидел. Тогда обратился к великому и могучему Яндексу. Но и он, даже вместе с Алисой смогли мне выдать только вот эту фотографию:
Автор фотографии (раскрасил её уже я) Г.М. Внук указал, что она датирована периодом 1948-1950 годов, а в кадре запечатлён фрагмент съёмок фильма "Падение Берлина" на фоне учебного корпуса Калининградского миномётно-артиллерийского училища имени Б. Красина. Стоит отметить, что данное военное учебное заведение находилось в городе в период с 1947 по 1960 годы. В 1966 году здание передано вновь создаваемому мореходному училищу. В наши дни в нём по адресу Калининград, ул. Молодёжная, 6 расположена Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.
Но и фотография помогла мало. Очередной раз пересмотрев фильм "Падение Берлина", я похожих сцен в нём не обнаружил.
Оставался последний, проверенный вариант - библиотека. Пересмотрев несколько кино энциклопедий, годовых подписок союзных и региональных газет, журналы "Огонёк", "Смена", "Искусство кино" мне удалось выяснить следующее:
«Падение Берлина» — цветной двухсерийный фильм длиной в 4700 метров, с большим количеством масштабных декораций, обилием батальных сцен, грандиозных массовок, с разбросанными местами съемок был закончен в 1949 году в течение 11 месяцев.
Сценарий фильма содержал 68 довольно сложных съемочных объектов, разбросанных на отдаленных друг от друга съемочных площадках. Впервые в советском кино батальные сцены снимались в цвете, в связи с чем возможность использовать хроникальные материалы отпадала, так как они все были монохромными. Предстояло снять самим всё до единого кадра — и «сотни самолетов в воздухе», и «сотни танков штурмуют», и «горит Берлин» ...
Все объекты по фильму были разбиты на три группы:
- объекты «советского комплекса»;
- комплекс павильонов гитлеровской ставки;
- объекты, снимаемые в Германии, то есть комплекс натурных батальных сцен (битва за Берлин, бои в самом Берлине и т. д.).
Съемки начались в Ливадийском дворце в январе 1949 года с одного из сложнейших объектов, а именно, с эпизода Крымской конференции.
Уже в начале февраля 1949 года часть группы выехала в Прагу для подготовки съемок «немецкого комплекса». Работа должна была идти параллельно съемкам в Москве. Для этого в Праге на киностудии Barrandov надо было построить 18 декораций и грандиозный макет Берлина.
Одновременно со съемками в Праге часть группы выехала в Германию для подготовки самых трудоёмких и сложных батальных съемок. Так были сняты общие планы боев на Одере, Зееловских высотах, передвижения войск, штурм рейхстага, прилета Сталина в #Берлин
Грандиозные общие планы батальных сцен, в которых принимали участие сотни танков, самолетов, артиллерийских стволов и тысячи пехотинцев, снимались по заранее составленным схемам, предварительно проработанным и согласованным с военными консультантами. Как правило, общие планы тщательно репетировались при участии командиров военных подразделений. В целях экономии горючего на репетициях основная масса танков стояла на месте, а водители ходили вслед за командирскими танками, осваивая будущие маршруты движения. Все места взрывов были заранее отмечены, о чем каждый участим съемки был хорошо осведомлен. Как отмечал сам Чиаурели - в результате ни одного несчастного случая во время съемок сцен не произошло.
Вообще размах и степень подготовки к съёмках фильма впечатляет:
При съемке общих планов с участием 100 самолетов неоценимую услугу оказывала нам и метеорологическая военная служба. Когда мы снимали большие планы боя на Зееловских высотах, стояла ветреная и дождливая погода с короткими солнечными прорывами. Время от времени, разрезая облака, солнце чрезвычайно эффектно освещало пятнами огромный полигон, на котором велись съемки. Надо было снимать во время этих солнечных прорывов. Но от момента, когда самолеты поднимаются со своего аэродрома, до их появления в кадре, над полигоном проходило времени значительно больше, чем длились солнечные прорывы. И вот наш консультант по авиации гвардии полковник Елочкин связался с метеослужбой, по прогнозу которой и давал сигнал к вылету; солнце и самолеты, как правило, одновременно появлялись над полигоном... Так получились замечательные кадры общих планов боя на Зееловских высотах.
Как отмечает режиссёр, экспедиция в Германию была организована в основном для съемок общих планов штурма рейхстага, который, считалось, почти невозможно было воспроизвести при помощи декорации из-за ее грандиозности, сложности и дороговизны. К сожалению, в Германии вопрос осложнился: рейхстаг находится в английском секторе Берлина, и английские власти не разрешили съемок ни на один день!
Выручили мосфильмовцев комбинированные съёмки и мастерская работа художника Л. Александровской и оператора Б. Арецкого. Во дворе студии «Уфа» в Бабельсберге художником В. Каплуновским за одиннадцать дней была построена лестница рейхстага в натуральную величину, поставлены три домакетки: лобовая — центральная точка, с правой стороны и с левой стороны от декорации. На съёмочной площадке собиралось до 5 000 человек одновременно, но декорации выдержали. Сегодня многие считают, что съёмки шли непосредственно в Рейхстаге, но это не так.
Вот ещё из воспоминаний М. Чиаурели:
Мучительно дались общие планы штурма рейхстага со взрывами и дымами. Большое количество дымов было, помимо общих соображений, необходимо и для того, чтобы закрыть раскинувшуюся вокруг нашей декорации зелень, которая никак не походила на развалины Берлина... Взрывы надо было точно закладывать и рассчитывать так, чтобы они не подрезались домакеткой, чтобы дымы не поднимались выше домакетки и при съемках панорамы не успевали врезаться между декорацией и макетом. Но становились ли мы на левую точку - ветер дул справа, становились ли на правую - ветер, как правило, дул слева... и снимать, было нельзя!
В картине есть кадры горящего Берлина, снятые как бы с пикирующего самолета.
Есть и кадры уличных танковых боев, когда дома обваливаются, танки взрываются, самолеты врезаются в подвесную дорогу и т. д. Для этого художница Александровская построила грандиозный макет Берлина.
Он занимал 1500 квадратных метров. На нем было построено 100 кварталов города. Из них 10 кварталов было сделано из макетов в 1/20 и 20 кварталов — в 1/50 натуральной величины, а дальше шли кирпичи... и уж совсем в отдалении — пожарные шланги обозначали линии улиц.
Для макета было изготовлено из дерева, картона и гипса более 500 зданий разных масштабов.
Абсолютно точно были воспроизведены улица Унтер ден Линден, Александр-плац с воздушной дорогой, пересекающая Берлин река Шпрее со всеми мостами.
Берлин был воспроизведен до того тщательно, что люди, бывавшие в Берлине, безошибочно узнавали улицы и даже указывали на дома, где они жили...
Для съемок танковых боев на улицах Берлина были впервые применены изготовленные механическим цехом студии «Мосфильм» 30 самоходных металлических моделей советских и немецких танков в 1/10 и 1/5 натуральной величины. Эти танки приводились в действие при помощи авиамоторчиков, могли двигаться на любой скорости, делать любые развороты и автоматически стрелять. Это была идея оператора Б. Арецкого.
А вот и реализация задумки в самом фильме:
Комбинированные съемки бомбежки Берлина, горящего рейхстага, водружения знамени над рейхстагом, уличных боев в Берлине производились с полным эффектом — пиротехническими взрывами, пожарами, дымами.
Комбинированным способом были также сняты часть сцен затопления берлинского метро, воздушные бои, снежные поля Подмосковья и ряд других кадров.
B целом в фильм вошло 66 комбинированных кадров из 70 отснятых. Эти кадры такого качества, что иногда даже специалисты с трудом отличают комбинированные куски (в особенности в сценах уличных боев) от снятых на натуре.
Кроме павильона в Праге, общих планов в Германии съёмки проходили в Москве и на Донбассе.
А вот калининградских сцен в фильме получается нет. С учётом сил и средств потраченных на организацию экспедиций в Германию, а также организацию комбинированных съёмок - ехать в #Калининград для того чтобы запечатлеть на плёнке руины смысла не было. Для этого достаточно было имевшегося макета Берлина.
Вот такое небольшое разочарование.
А откуда же фотография якобы со зданием БГА? Скорее всего на ней запечатлён эпизод из другой советской ленты, снимавшейся в Калининграде в том же 1949 году - "Встреча на Эльбе". Рассказ о местах съёмки фильма в Калининграде и Советске есть у меня на канале. Там как раз рассказывается о немецком городе, разделённом на советскую и американскую зоны оккупации. По моему мнению, этот эпизод с американскими флагами у здания училища просто не попал в конечную версию фильма.
Для тех же кого заинтересовала лента "Падение Берлина" предлагаю посмотреть его на канале "Мосфильма". Правообладатель не даёт просматривать ролик на Дзене, так что переходите по ссылке сразу на YouTube.
А у меня на сегодня всё, спасибо что дочитали. Скоро на канале выйдет очередной материал киногида по Калининграду.
Напоминаю, что полный список фильмов, снятых в Калининградской области тут.
Пока же оставляйте комментарии и поправляйте.
За лайк отдельное спасибо!
Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу #снято в Калининграде Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.