Как то в комментариях к одной из публикаций увидела , что один из читателей написал о том, что раньше много летал, а теперь не летает. На мой вопрос почему он рассказал об одном из случаев, когда полет ну совсем не доставил ему никакого удовольствия и даже оставил очень даже нехороший осадочек. Вот этот рассказ, с разрешения автора, я и решила опубликовать.
"Было это очень давно, настолько давно, что даже не могу вспомнить летели мы тогда на ИЛ-18 или уже на ТУ-154. Год эдак 1983-84. Наверное, все-таки уже «Тушка»…
Это был рейс 2219 из Внуково в аэропорт Певек (поселок Аппапельгино, Чукотский автономный округ ). Полет туда из Москвы занимает 9 часов, с одной посадкой для дозаправки в Норильске. Но бывало, что Норильск не принимал из-за погодных условий, тогда дозаправка была в Хатанге либо в Тикси, но это отношения к делу не имеет.
В то время я с родителями часто летал на материк и для меня перелет был своего рода развлечением, когда еще увидишь землю далеко внизу и ощутишь легкое сотрясание взлетающего с натугой самолета.
Перелет на Север — это стресс всегда, хотя бы потому, что улетаешь из лета, зачастую в глубокую осень, а то и в зиму. Прямо в самолете после посадки натягиваешь на себя свитера и теплые брюки, шапки, куртки.
Пограничники идут по салону, проверяя отметки в паспортах. Из неплотно прикрытого люка уже тянет Чукотским холодом, а мы, дети, судорожно натягиваем кофты и колготки. Но одно радует — прилетели! Скоро встреча с друзьями, обмен впечатлениями, радость похвастаться обновками и всякими полезными покупками, привезенными с «материка». Даже школа не кажется, чем-то скучным и нудным. Хочется скорее в школу!
Вот в один такой перелет мы испытали прям таки стресс. У нас, детишек, страха как такового еще не было. Интерес, интрига, все что угодно, но не страх. Страх пришел потом с возрастом. А вот наши взрослые родители тогда виду не подали, чтобы нас не пугать, наверное.
Летим уже больше 8 часов, по часам уже подходило время захода на полосу Певека, люди устали, обед давно съеден, соки выпиты, хочется походить, а лучше побегать. Наконец зажигается табло: Fasten seat belts! — дескать, пристегните ремни, и тут же стюардесса радостным голосом объявляет, что мы идем на посадку в аэропорту города Певека, поэтому сядьте на свои места, пристегнитесь и сохраняйте спокойствие до полной остановки…
Когда сидишь в определенном месте салона, отчетливо слышен звук выпускаемых шасси. Такой характерный механический лязг и сразу за ним изменение звука работы двигателей. Борт наклоняет вниз нос и начинает снижение. Иногда с креном на крыло. Вот тут и начинается самое интересное! Локальное ощущение невесомости, особо чувствительные начинают издавать утробные звуки. Кто-то кряхтит, кто-то бормочет, выражая недовольство.
Нам мальчишкам недовольство неведомо, главное не отлипать от стекла иллюминатора, там приближающаяся земля! Скоро будет видно дома, машины и даже людей! Мы идем на посадку!
В этот раз интересно не было. Самолет нырнул в плотную облачность и начал бесконечное снижение. За стеклом непроглядное «молоко» и немного заметно как дрожат крылья, борясь с водой в парообразном состоянии. Слышна спокойная работа двигателей крылатой машины. Кресло слегка уходит из-под пятой точки, закладывает уши. Мы снижаемся. Мы сосем леденцы. Мы счастливы. Скоро посадка!
Снижение идет долго и вот наконец облака начинают рваться, отлетая кусками ваты. Появляется очень близкая земля. Туман все-таки не упал на полосу, иначе бы нам не поздоровилось. Метрах в пятидесяти над землей мы видим ВПП, но сбоку по курсу! Мы идем над морем, параллельно полосе, совсем рядом, но не над ней!! Вот это да!
Что мы услышали раньше невозможно было отследить. То ли лязг убирающихся шасси, то ли рев турбин, выходящих едва-ли не на режим форсажа. Может быть одновременно. А звук складывающихся стоек шасси я почувствовал телом. Самолет задрал нос и натужно рыча, ринулся вверх!
Опять за стеклами воцарилось непроглядное молоко. Стюардесса по громкой связи говорила что-то ободряющее и одновременно запрещающее. Её никто не слушал. В салоне было тягостная тишина. Люди тревожно переглядывались, но говорить не пытались. Всё было и так ясно. Промазали. Идем на второй круг.
Сколько длился подъём, потом разворот, выход на курс, никто не знал наверно, кроме членов экипажа. Пассажиры сидели как мыши, даже в туалет никто не прошмыгнул. Наконец борт клюнул носом, услышали и почувствовали звук выходящих шасси и мы начали посадку во второй раз….
Это длилось тоже долго. Наконец молоко порвалось под фюзеляжем. Я вижу плоскости с поднятыми закрылками (когда с раннего детства летаешь с родителями в отпуск и обратно по нескольку раз в пятилетку, начинаешь неплохо разбираться в терминах, элементах и функциях некоторых процессов) Ура, ВПП родимая прямо под нами! Еще несколько секунд и касание. Плиты дробно провибрировали под резиновыми колесами, взревел реверс и нас качнуло вперед. Стало ясно, что полет завершен.
Раньше не было принято аплодировать пилоту после приземления, но тогда я первый раз стал свидетелем этого выражения эмоций людей, которые пережили стресс. Очень необычно было слышать аплодисменты в салоне самолета, словно в зале театра.
Сели! Теперь нам разрешили отстегнуть ремни и лезть за своей ручной кладью, чтобы начать упаковывать себя в теплую одежду. Мы прилетели! Чукотка, здравствуй! Лётчик, спасибо, что доставил в целости! Стюардессы, спасибо за вкусный обед, улыбки и доброжелательность. Покидаем салон с грустью и благодарностью."
Вот таким был полет читателя.
Ваша Стюардесса.
Буду благодарна за лайки, комментарии и рада новым подписчикам моего канала.