Я работаю в книжном интернет-магазине. Выдаю заказы таким же любителям чтения, как я сама. Обычно с клиентами мы говорим на нейтральные темы, либо просто: "здравствуйте", выдача заказа, его проверка, оплата, "до свидания".
Но есть постоянные клиенты, они любят узнать, как здоровье, рассказать, куда ездили в отпуск, поделиться мыслями, почему заказали ту или иную книгу. На днях ко мне пришла такая женщина. Она заказывает книги у нас довольно часто и меня помнит.
Проверив свой заказ и расплатившись, она вдруг спросила:
- А у вас какая любимая книга?
Я даже немного впала в ступор. Как интроверту, мне довольно сложно давать быстрые, открытые, развернутые ответы. Надо или как следует подумать, или отвечать человеку в письменном виде (насколько я знаю, по этой же причине актриса Ирина Муравьева не любит давать интервью).
На самом деле, так как я постоянно читаю, мне нравятся многие книги. Есть даже такие, что запали в душу с детства (например, книги Владислава Крапивина), но женщина явно ждала от меня другого ответа.
И тогда у меня в голове всплыла книга, которую я читала аж в 2012 году, и к которой я мысленно возвращаюсь все эти девять лет. Это книга "Крутой маршрут" автора Евгении Гинзбург о том, как ее семья и лично она попали в тиски сталинских репрессий.
Как известный московский "Дом на набережной", построенный с удобствами для лучших людей того времени, оказался настоящей ловушкой для них же.
Как людей увозили в НКВД. Как потом переправляли в лагеря. Что за работа и что за жизнь ждала их там. И все это воспоминания. От первого лица.
Именно эту книгу я назвала улыбающейся клиентке. Она сразу сникла.
- Нет, такое я читать не могу, - грустно констатировала она. - А можно я вам посоветую тоже? Прочитайте "Сирены Титана" Курта Воннегута. Я до сих пор под впечатлением.
Я пообещала, что прочитаю. В аннотации говорится, что речь пойдет о богатом прожигателе жизни, который попадет на Марс и станет там выполнять приказы местной власти, потеряв память. Добавила книгу в свой список чтения.
А "Крутой маршрут" мне порекомендовала тогда преподаватель в моем институте. Если вы хотели бы почитать что-то очень глубокое и местами тяжелое, она вам тоже понравится.