Джо Байден представил бюджетный план на 2022 год
Те времена, когда велись дебаты о жесткой экономии и сбалансированном бюджете, давно прошли. Сейчас США, фактически, вернулись к рекордному соотношению долга к ВВП (в последний раз такое наблюдалось после Второй мировой войны).В прошлую пятницу Белый дом направил Конгрессу план бюджета на 2022 финансовый год, который увеличит расходы до $6,01 тлрн.
Расходы включают два предложения по инфраструктуре, увеличение затрат на оборону, образование и борьбу с изменением климата.
Администрация Байдена аргументировала сумму тем, что с финансовой точки зрения имеет смысл инвестировать сейчас, когда стоимость заимствования низкая, а дефицит сократить позже.
План Байдена на 2022 финансовый год предусматривает доходы в размере $4,17 трлн и расходы в размере $6,01 трлн, что на 36,6% больше, чем в 2019 году, до того как пандемия резко увеличила расходы.
Прогнозируемый дифицит в размере $1,84 трлн выгдядит как резкое сокращение (особенно по сравнению с прошлыми двумя годами из-за COVID-19), однако эта цифра вдвое выше, если сравнивать с $984 млрд в 2019 году.
Хотя бюджетный план — лишь схема фискальных приоритетов администрации и предмет обсуждения в Конгрессе, другие политические обещания, которые в него не были включены, могут привести к значительным расходам: прощение студенческих ссуд, снижение возраста Medicare до 60 лет, создание нового варианта медицинского страхования и снижение цен на лекарства, отпускаемые по рецепту.
Байден собирается набрать необходимую сумму с повышения ставки корпоративного налога с 21% до 28% и поднять налог на прибыль для американцев, которые зарабатывают более $400 тыс. в год, в дополнение к повышению ставки прироста капитала для тех, кто зарабатывает более $1 млн в год.
Бюджет Байдена встретил сильное сопротивление со стороны законодателей-республиканцев, которые хотят сократить государственные расходы США, а также пытаются противостоять его планам на повышение налогов для богатых и крупных корпораций. Эта идея также была подвергнута критике генеральным директором JPMorgan Chase Джейми Даймоном на слушаниях в Палате представителей, где он назвал ее «ошибкой», которая приведет к перемещению капитала и рабочих мест США за границу.
Поскольку демократы контролируют обе палаты Конгресса, у Байдена больше шансов, чем у любого президента в новейшей истории, принять свой бюджетный план, особенно если он сможет договориться с законодателями о частях своего инфраструктурного пакета. На этот раз демократы могут также попытаться принять закон в рамках согласования бюджета, если члены палаты представителей и сената смогут принять идентичный пакет. Это позволило бы бюджету проходить через Сенат простым большинством, а не 60-ю голосами, необходимыми для принятия большинства законопроектов или мер по расходам.
Общая картина
Одно из самых больших опасений инвесторов фондового рынка заключается в том, что эти расходы приведут к устойчивому росту инфляции, от которой будет трудно избавиться, и это потребует внимания и возможного вмешательства Федеральной резервной системы.
В прошлогодних учебниках по экономике говорилось, что большой дефицит ведет к ценовому давлению и возможному перегреву экономики. Однако Белый дом, вместе с большой частью экономистов, считают, что текущие обстоятельства требуют другого экономического плана, ссылаясь на исторически низкие затраты по займам, необходимость вернуть миллионы американцев к работе и гарантировать, что нация сможет конкурировать с Китаем. ФРС играет в тот же мяч и дает понять, что не будет повышать ставки до 2024 года, в то время как министр финансов Джанет Йеллен утверждает, что любой риск инфляции и перегрева можно контролировать.
«План президента вселяет надежду, потому что его бюджет более чем окупается в долгосрочной перспективе. Неспособность сделать эти инвестиции при таких низких процентных расходах будет исторически упущенной возможностью, которая ухудшит положение будущих поколений», – заявила журналистам руководитель OMB (Офиса управления и бюджета США) Шаланда Янг.
Не слишком ли это много? Вряд ли
Хотя администрация Байдена действительно думает, что может привлечь $380 млрд за счет повышения налогов, чтобы компенсировать часть расходов, остальное — если оно будет принято — будет связано с дефицитными расходами.
В предложении по бюджету прогнозируется годовой дефицит более $1,3 трлн в течение следующих 10 лет и государственный долг, который достигнет $39 трлн, или 117% годового объема производства, к 2031 году. Это будет рекордно высокий уровень, превышающий пик государственного долга 1946 года, который достиг 106% ВВП после Второй мировой войны.
Не существует волшебного числа или уровня, когда государственный долг начинает наносить ущерб экономике. Пока процентные ставки остаются низкими, а США могут брать дешевые кредиты, страна может справиться с гораздо большей долговой нагрузкой, чем когда-то считалось возможным. Однако федеральный долг не может расти быстрее экономики бесконечно. Как только доверие к казначейским облигациям упадет или статус доллара как резервной валюты окажется под угрозой, заимствования могут стать более дорогими, а обслуживание этого долга отменят любые бюджетные прогнозы, которые были сделаны в предыдущей среде кредитования. Тот же сценарий может произойти, если США также будут вынуждены поднять ставки по мере роста инфляции.
Составители: Игорь Гуревич – портфельный управляющий и Виктория Стасюлевич – редактор weknow.market