Наступление Германии и ее союзников на вчерашнего «друга» - СССР началось ранним утром 22 июня 1941 г. внезапной мощной атакой на всем протяжении западной советской границы.
Как и в случае с Польшей, германское командование разработало против СССР план блицкрига, рассчитывая быстрыми тщательно спланированными ударами разгромить западные группировки Красной Армии и захватить Москву в течение нескольких недель. При этом уже мало считавшееся с международными нормами руководство Германии вручило советскому послу В. Деканозову ноту об объявлении войны уже после начала военных действий, ограничившись лишь голословным утверждением о якобы проводимой в Германии советской диверсионной деятельности. Это не только послужило внезапности нападения, но и вызвало поначалу растерянность советского руководства, которое, надеясь на скорое исчерпание инцидента, продолжительное время не предпринимало эффективных действий для отражения наступления стремительно продвигавшихся вглубь советской территории неприятельских войск.
В первые же дни войны были разгромлены или окружены многочисленные контингенты советских вооруженных сил, захвачены или выведены из строя авиация и тяжелая военная техника на приграничных аэродромах и полигонах. Лишь на некоторых разрозненных участках границы советские части смогли оказать долговременное сопротивление (особенно окруженный в старой крепости гарнизон белорусского города Брест).
К 9 июля 1941 г. вермахт овладел уже всей Белоруссией, далее в течение июля завершился захват немецкими войсками Прибалтики, включая считавшиеся нацистами «арийскими» Латвии и Эстонии, которые немного ранее были включены нацистским руководством в сферу влияния СССР. Занятие немцами Прибалтики проходило при участии местных повстанческих отрядов, которые в ряде мест еще до подхода вермахта атаковали и вынудили отступить дислоцировавшиеся здесь советские войска.
Румынские войска при поддержке вермахта заняли населенную близким к румынам народом Молдавию.
Осенью 1941 г. был завершен захват Украины, ее столица – Киев, в ходе упорных боев и бомбардировок буквально превратилась в руины.
Далее происходило продвижение войск Германии и ее союзников вглубь западной территории РСФСР, основной удар был направлен в сторону Москвы.
«Вторая столица» России – Ленинград (прежний и современный Санкт-Петербург, бывшая столица Российской империи), с 8 сентября 1941 г. оказался в плотной блокаде немецких, финских, итальянских и испанских добровольческих войск, которая продолжалась до 27 января 1944 г. и привела к гибели только от вызванного ею голода 632 253 человек из гражданского населения с 16 747 погибшими в результате артиллерийских обстрелов и авиабомбардировок.
Некоторые немецкие командующие уже считали войну против СССР выигранной. Однако в конце концов выяснилось, что немецкие стратеги переоценили возможности своих войск относительно блицкрига на такой обширной территории, как советская. Сам основоположник стратегии танкового наступления и родоначальник танковых войск Г. Гудериан критично отзывался о степени подготовки германских вооруженных сил к началу войны с СССР, отмечая недостаточное для наступления против Красной Армии количество танков, выпускаемых немецкими заводами (их нехватка восполнялась трофейными французскими танками), их заметно худшими боевыми характеристиками в сравнении с новейшими советскими моделями, а также плохо организованное снабжение войск Германии на обширных территориях советского запада.
Пока вермахт преодолевал сотни километров, продвигаясь по западным республикам СССР, переправляясь через пересекающие территории полноводные реки, перемалывая наспех пытавшиеся загородить ему дорогу красноармейские дивизии, по всей огромной стране была проведена массовая военная мобилизация. Также советским командованием были сформированы ополчения добровольцев, прикрывавшие важные стратегические пункты, пока основные силы кадровой армии направлялись навстречу наступавшим немецким войскам.
Параллельно по выстроенной в СССР командной схеме производилась эвакуация в глубокий тыл (в Поволжье и на Урал, Сибирь и Среднюю Азию) военных и других имевших особое стратегическое значение промышленных предприятий, организовывался мобилизационный труд гражданского населения, направленный на отражение военной угрозы.
В конце августа – начале сентября 1941 г. вермахт ощутил первый серьезный контрудар, пожалуй, за все время с начала Второй Мировой войны: части вышедшей из захваченной Белоруссии в Смоленскую область России его 4-й армии генерал-фельдмаршала Г. Клюге были остановлены упорным сопротивлением советских войск в районе города Ельня, а затем отброшены назад контрнаступлением красноармейцев генерала армии Г. Жукова и генерал-майора К. Ракутина. Только через месяц Ельня была повторно взята вермахтом, и далее немецкие войска к Москве продвигались уже не как стремительно охватывающая новые и новые области лавина, а с трудом и большими потерями проламывая заслоны сконцентрировавшихся сил Красной Армии.
Несмотря на упорный натиск и плотную блокаду, войскам Германии и ее союзников так и не удалось взять Ленинград, имевший очень важное стратегическое и идейное (как город, где разворачивались основные события русской революции, носивший имя Ленина) значение.
Между немецкими военачальниками начались серьезные разногласия и споры по поводу планирования дальнейших наступательных операций, доходившие до крупных ссор. Тем временем Великобритания, руководство которой осознавало, что с разгромом СССР Германией уже ничто не помешает той обрушить все силы и захваченные ресурсы против нее, при поддержке США начала поставлять морским путем в северные советские порты продовольствие и вооружение, в которых крайне нуждалась Красная Армия, пока не начали работу эвакуированные в глубь страны собственные производственные предприятия.
Особенно тяжелая ситуация сложилась для немецкого наступления с началом зимы, когда типичные для глубоко континентальной России суровые холода и стойкий снежный покров стали препятствовать продвижению техники, потребовали больших расходов топлива, продовольствия, теплой одежды и маскировочных халатов для солдат. Когда с некоторых передовых позиций немецкой армии уже были видны очертания Московского Кремля, наступление вермахта выдохлось. Несмотря на упорные попытки немецких войск удержать занятые позиции, перешедшим в контрнаступление Красной Армии и ополченцам удалось оттеснить их от Москвы назад на 100 – 250 км.
Помимо того, что планы блицкрига на территории СССР не состоялись, а значит, исход всей затянувшейся мировой войны оставался неопределенным, произошедшее стало сильным психологическим ударом по Германии: оказалось, что, несмотря на всю техническую мощь и тактическое искусство ее вооруженных сил, их возможности не беспредельны. У всех стран, воюющих против Третьего рейха, появилась надежда, что при должной координации усилий может быть одержана победа.
Спасибо, если поставили «лайк» и дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал: каждый день новая публикация. Позитивных дней.🌞 Пусть сбывается все хорошее
👆Этот пост - отрывок из книги (по согласованию с автором, конечно)👇
https://ridero.ru/books/tretii_reikh_imperiya_na_chas/
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте