В общем, метро - непозволительная роскошь, о чём недавно во всеуслышание объявил вице-премьер Хуснуллин:
https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/05/19/870423-stroitelstvo-metro
Тот самый, что ещё регионы укрупнить предлагал. Так что будущее теперь - за трамваем и городской электричкой. Впрочем, почему бы и нет? И если это действительно в разы дешевле, то почему бы не взглянуть по-новому на трамвайные системы в средних городах (300+) и не построить с нуля современные системы там, где их никогда не было?
Предлагаю попробовать осуществить это в Саранске. Выглядеть это должно примерно вот так:
Две линии трамвая с очень небольшими подземными участками в центре и двумя подземными станциями + линия городской электрички на перспективу.
Итак, линия 1 (Северо-Запад - Аэропорт)
Длина - 17,5 км. В основном изолированное полотно вдоль магистральных улиц. Пересечение с проезжей частью на одном уровне. Один подземный участок в центре под Площадью Тысячелетия и улицей Богдана Хмельницкого длиной 1,3 км
16 станций (остановок). Одна подземная мелкого заложения
Интервал движения - 1 состав в 8 мин
Подвижной состав - сочленённый низкопольный трамвай наподобие московского "Витязя"
Линия 2 (Юго-Запад - Озёрная)
Длина - 18,5 км. В основном изолированное полотно вдоль магистральных улиц. Пересечение с проезжей частью на одном уровне. Один подземный участок в центре под улицей Большевистская длиной 1,4 км
21 станция (остановка)
Интервал движения - 1 состав в 8 мин
Подвижной состав - сочленённый низкопольный трамвай наподобие московского "Витязя"
Две трамвайные линии образуют один подземно-наземный пересадочный узел на станции Университет. В центре города пути проложены по второстепенным улицам с неинтенсивным движением, которые теоретически можно полностью освободить для трамвая.
Линия 3 (городская электричка Рузаевка - Красный Узел)
На перспективу. Длина - 56 км. Движение по имеющимся железнодорожным путям
27 станций
Интервал движения - 1 состав в 15 мин
Подвижной состав - рельсовый автобус формата РА-3
Система из трёх линий общей протяжённостью 92 км может стать транспортным каркасом Саранской агломерации... Сам улыбаюсь, но, как говорится, когда-то и в Москве лягушки квакали.