Крейсер «Аврора» – знаковый корабль в истории отечественного флота. Ему предстояло сыграть важную роль во время революционных событий в России, но и до них он прошел крещение огнем в горниле Русско-японской войны. Сейчас корабль стоит на вечном приколе в Санкт-Петербурге, и любой желающей может прикоснуться к частичке истории, посетив его.
«Аврора» – очень интересный корабль, но даже несмотря на его легендарность, есть несколько малоизвестных фактов об этом крейсере, которые знают лишь заядлые любители истории.
1. Крейсер «Аврора» – это лишь один корабль из серии нескольких подобных. Он был построен в 1897 году третьим по счету, а до него с верфей Нового Адмиралтейства сошли 2 других («Диана» и «Паллада»). Однако судьба «сестер» крейсера оказалась не столь счастливой. «Паллада» погибла в бою в декабре 1904 году у Порт-Артура. Кстати, японцы этот корабль потом достали, отремонтировали, и ввели в состав своего флота, а в 1924 году, в честь 20-летия победы в Цусимском сражении, сами же уничтожили его на показательных мероприятиях, реконструируя бой. «Диана» пережила Русско-японскую войну, вырвавшись из Порт-Артура и уйдя в Сайгон. Однако там судно было арестовано местными властями и до конца войны находилось в порту. Потом «Диану» отпустили, она принимала участие в Первой мировой войне, а в 1922 году ее разобрали.
2. «Аврора» стала участницей Гулльского инцидента в 1904 году – тогда русские корабли оказались окруженными рыболовецкими судами британского флота и ночью приняли их за японцев. Корабли открыли огонь, в том числе попав по своим же. «Авроре» досталось 5 попаданий, а судовой священник получил серьезную травму, от чего скончался через пару недель.
3. Официальная версия гласит, что легендарный выстрел, послуживший началом штурма Зимнего дворца, был произведен с «Авроры» 7 ноября 17-го года в 21:40. Однако это не так. Выстрел, который ознаменовал штурм дворца, был произведен с батареи Петропавловской крепости ровно в 21:00, а вот насчет выстрелов с «Авроры» данных никаких нет, скорее всего, крейсер вообще не стрелял.
4. С началом ВОВ, в июле 41-го года, с крейсера «Аврора» была снята часть 130-мм орудий. Из них был сформирован артиллерийский дивизион двухбатарейного состава, в отечественной историографии получивший название «Батарея А». Боевое крещение дивизион принял 3 сентября 1941 г в окрестностях Дудергофа. Батарея нанесла серьезные потери противнику, около недели велись активные боевые действия, однако 11 сентября советская пехота дрогнула и отступила, оставив «Батарею А» без прикрытия. Расчеты батарей вели бой до последнего снаряда, после чего подорвали пушки и также попытались отступить. Из 154 человек личного состава дивизиона живыми выбрались лишь 26.
5. Имя «Аврора» - это имя, присвоенное крейсеру лично императором Николаем II. Государь выбирал из 11 предложенных ему вариантов, и остановился на «Авроре». Авророй звали римскую богиню утренней зари, но император выбрал это название вовсе не из-за любви к римскому пантеону богов, а потому что помнил о героической судьбе другого российского корабля – фрегата «Аврора», который в ходе Крымской войны проявил себя с самой лучшей стороны, отражая атаки врага в Петропавловске-Камчатском.