Найти в Дзене

Поступление в американский ВУЗ / часть 2

Перед прочтением очень рекомендуем прочитать предыдущую статью.

Как правило, для подачи заявления в университет Вам потребуется несколько рекомендаций. Возможный перечень рекомендателей таков: официальный представитель школы (завуч), учитель по профильному предмету (вообще в Америке любят математику и английский), тренер спортивной команды и, например, работодатель. Список, конечно, неполный и неточный – у каждого университета свои предпочтения. Для ребят, заканчивающих американские школы, рекомендации не будут проблемой – это стандартная практика, и люди здесь знают, как составляются такие документы. А вот иностранным абитуриентам дадим несколько советов, которые необходимо передать рекомендателям.

1. Избегайте шаблонов. Вон не надо писать «политически грамотен, морально устойчив, настойчиво овладевает знаниями»! Пусть человек напишет что-то такое, что ярко и конкретно продемонстрирует Вашу личность, характер и талант.

2. Любая конкретика лучше общих фраз. Например, тренер может рассказать, как Вы, проигрывая с огромным счетом, смогли переломить ход встречи на конкретных соревнованиях Х и в последнюю секунду вырвать у соперника первое (третье или даже пятое – не важно) место.

3. Пишите коротко и по существу. Никто не будет читать многостраничные трактаты, как бы Вам не хотелось наилучшим образом расписать свои таланты.

4. Стремитесь к четкой структуре письма: вступление – тезис, тезис – вывод. Американцы не умеют и не будут читать «сочинение», им нужно эссе.

Ну вот мы и добрались до эссе. Когда мы говорим о поступлении в лучшие и даже просто хорошие университеты, на предварительную обработку одного заявления тратятся не часы и, скорее всего, даже не минуты, а секунды. И тратятся они на Ваше эссе. От того, что увидит там человек, по диагонали скользнувший по нему глазами, зависит, пойдет Ваше заявление в корзину, или кто-то будет смотреть дальше на Ваши оценки и рекомендации. Мы не будем даже пытаться учить здесь писать эссе, только призываем – уделите этому процессу достаточное время, при чем лучше всего с американским преподавателем (пусть даже студентом). Лишь несколько общих рекомендаций.

1. Вам дана тема – пишите четко по ней. Не надо «растекаться мыслью по древу».

2. Вам дан лимит – уложитесь в него. Если вместо 300 слов окажется 310 читать никто не будет.

3. Примеры и цифры – хорошо, а «расшИрить и углУбить» - плохо.

4. Структура – см. пункт четыре в предыдущем абзаце.

Куда и сколько подавать заявлений. Четкого ответа на этот вопрос не существует, поэтому предлагаем несколько соображений, не претендующих на истину в последней инстанции.

1. Определите свой «нормальный» уровень (по возможности честно и объективно) и выберите на этом уровне 3-4 университета.

2. Определите уровень своей мечты, попасть на который очень хотелось бы, но который, на Ваш взгляд, несколько выше Ваших возможностей и выберите на этом уровне 1-2 университета.

3. Определите уровень, до которого Вы готовы «подвинуться», если не возьмут ни в один университет Вашего уровня или не там предложат адекватного уровня стипендий и грантов и выберите на этом уровне 2-3 университета.

4. У Вас образовался список из 6-9 университетов для подачи заявлений.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ для иностранных студентов. Сложите сумму заранее полученных стипендий или грантов от независимых/частных фондов и/или предлагаемых спортивными департаментами со средствами из других источников и с суммой денег, которыми Вы располагаете сами, а после этого:

- Среди государственных/общественных университетов по каждому из пп.1-3 выбирайте те, стоимость обучения в которых полностью или почти полностью покрываются рассчитанной суммой, поскольку шансы получения помощи от таких университетов для иностранцев близки к нулю.

- В топовые частные университеты подаваться можно, поскольку они наиболее охотно финансируют талантливых иностранцев, но только если Ваши таланты действительно четко и ясно видны всем, а не только Вам.

- Среди остальных частных университетов сделайте «шаг назад» - университеты из п.1 будут для Вас «университетами мечты», а из п.3 – «нормой». Финансировать на «своем уровне» будут в первую очередь американцев.

Учтите, что подача заявления – удовольствие платное, и может стоить в среднем 100 долларов. Как правило, университеты, которые очень хотят выпускника американской школы (это обычно из п.3 или даже ниже), часто присылают приглашения податься бесплатно, однако, у иностранцев такой возможности обычно нет. Есть возможность (доступная и иностранцам) запросить освобождение от взноса по причинам материального характера, однако, мы бы не советовали этим злоупотреблять – что это за абитуриент, у которого доже ста долларов нет! Таким образом, стоимость только подачи заявлений в десять университетов может достичь тысячи долларов, так что будьте сдержаны и консервативны при составлении вышеуказанного списка.

В последнее время процедура подачи заявлений в американские университеты существенно упростилась – есть несколько площадок, на которых оформляются консолидированные заявления и потом рассылаются в различные ВУЗы. Тем не менее, все приличные университеты придумывают свои небольшие или большие дополнения: как дополнительные эссе на разные темы, так и дополнительные документы и/или характеристики. Внимательно изучайте требования университетов, в которые хотите поступать.

Итак, вся подготовка выполнена и университеты выбраны. Дальше есть три возможности – ранняя подача (early admission), стандартная подача (regular admission) и круглогодичная подача (rolling admission). Поскольку «кто вперед, того и тапки» (что самое существенное, это относится в том числе к стипендиям и грантам), безусловно, ранняя подача – наилучшая опция, к тому же, оставляющая возможность быть рассмотренным в стандартном потоке, если в раннем Вам отказали. Но поскольку ранняя подача происходит осенью (октябрь-ноябрь), как правило, невозможно успеть на нее, если все стандартизированные тесты не сданы весной. Если Вы подались в раннем потоке, то результаты будут известны вскоре после Нового Года. Стандартный поток подается в декабре-январе с получением решения примерно к апрелю. С круглогодичной подачей все ясно по названию. Тестовые центры направляют результаты Ваших тестов напрямую в университеты, несколько рассылок - бесплатные или входят в стоимость теста, за остальные придется немного доплачивать. Чтобы не платить за срочность, не тяните до последнего момента.

Итак, Вы получили решения о приеме и отказы от всех учебных заведений, в которые подавались (есть еще специфическая возможность с «листом ожидания», но мы этого сейчас касаться не будем). Одновременно, Вы получите предложение университета о сумме стипендий и грантов. Некоторые университеты могут предложить Вам податься на дополнительные стипендии, которые не были автоматически рассмотрены при рассмотрении заявления. Подайтесь на все возможные и дождитесь ответа. И после этого наступит «час Х» - Вы сможете сопоставить свои «хотелки» и финансовые возможности с предложения университетов и выбрать тот один, в котором будете учиться. Как правило до 1 мая Вы должны подтвердить ОДНОМУ университету свое согласие и желание учиться в нем и заплатить небольшой депозит. Сразу оговоримся – подтверждать двум сразу нельзя. После этого начнется уже процедура, связанная с оформлением студента, документированием всех предложенных стипендий, грантов, кредитов и других видов материальной помощи и, собственно, оплатой.

Как мы уже писали, очень важной деталью процесса является медицинская страховка. Она обязательна для всех, однако, «местные» зачастую могут пользоваться имеющейся, а вот иностранцам, особенно в первый год, необходимо покупать ту, которую предлагает университет (справедливости ради надо сказать, что обычно университетские страховки очень неплохие). Важным аспектом является также наличие у студента прививочного сертификата, оформленного по форме университета. Без необходимых прививок студент жить в общежитии не сможет, но могут быть исключения по медицинским противопоказаниям (про исключения, связанные с религиозными убеждениями и прочую экзотику, ничего сказать не можем).

Помимо всего вышеизложенного, иностранные студенты после принятия решения о приеме должны предоставить справку о наличии средств на обучение по форме университета, куда включаются как все полученные гранты, стипендии иные формы материальной помощи, так и собственные средства. К справке прикладываются подтверждающие документы – как на предложенные/полученные стипендии, так и на личные средства (как правило, это оригинальная справка из банка об остатке на счете). После того, как международный департамент получит и обработает эти документы, будет выпущена форма I-20, дающая право подать заявление на получение студенческой визы.

Следующая статья будет посвящена собственно учебе в основном в свете перспектив дальнейшего трудоустройства и, более глобально, решения иммиграционных задач. В этой же связи мы обсудим вопрос, а на кого же имеет смысл учиться в США.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника