В последнее время вести вебинары и презентации приходится все чаще. И все важнее в современном мире уметь держать внимание слушателей, когда есть мощный конкурент - смартфон- который уведет любую аудиторию, дай только ей заскучать.
Ниже расскажу о 5 ошибках спикера, которые делают выступление выступление невыносимо скучным и мешают усвоению информации. И вкратце - как ее устранить и хорошо подготовиться к публичному выступлению. А если вам захочется больше полезного по теме - напишите в комментариях.
Ошибка 1. Что это было?! Непонятная структура.
Наверняка вы встречали такое выступление, когда человек долго и упорно что-то рассказывает, а после выступления у вас в голове вообще ничего не задержалось. О чем было, зачем было? И кто это вообще был? "Ничего не понятно, но очень интересно" :)
Это происходит чаще всего, когда у лектора в докладе отсутствует логика и четкая последовательность изложения. Да, любого может "унести" в сторону от темы, особенно, если по теме доклада огромный опыт и знания, но при наличии четкой структуры, легче вернуться обратно.
А что делать?
Первым делом, как только начинаете готовиться к публичному выступлению - ответьте на вопрос: "Какова цель моего доклада? Что я хочу добиться от слушателей?". Это определяет результат - финал доклада. Вопрос: "Кто мои слушатели и чего они хотят от меня?" - это начало вашего доклада - частично конец, где ваши цели и цели зрителя совпадут и станцуют страстное танго. Зафиксируйте это и начните выстраивать ступеньки от начала к концу.
Например, вы планируете бесплатный вебинар о воспитании домашних муравьев. Ваша цель - продать свой платный курс по теме. Ваши клиенты - муравеводы и они хотят узнать полезную информацию бесплатно. У нас есть уже 2 блока - полезное для них, и реклама курса для вас. Как их скомпоновать и соединить, чтобы все остались счастливы - первая задача - которую нужно решить, чтобы двигаться логично, без швов и не растерять на полпути всех потенциальных клиентов.
Ошибка 2. Многабукаф. Слишком много текста на слайде.
Презентация для выступления и презентация для самостоятельного изучения - это две разных презентации.
Почему? Человек, хоть и может иногда делать 2 дела одновременно, но не вдумчиво слушать и читать разную информацию. Когда на одном слайде мелким шрифтом тонны текста, а еще сто тысяч графиков, и при этом докладчик еще что-то об этом рассказывает, что происходит со слушателем?
Он: а) читает текст и не слышит докладчика; б) слушает докладчика и не вникает в презентацию; в) залипает в свой телефон. В любом случае, половина информации идет мимо. Если вот прямо очень-очень надо показать в презентации сложную таблицу, покажите, что она там есть, дайте сфоткать слушателям, пообещайте прислать презентацию всем желающим и побыстрее переходите на более простой слайд с котиком, пока слушатели не впали в кому.
Презентация служит сопровождением речи докладчика, помогает закрепить в памяти важные моменты и проиллюстрировать их, но никак не должна конкурировать с речью за внимание зрителя.
В идеале нужно готовить 2 разных презентации: для выступления и более подробную, с текстом и графиками - для рассылок.
Ошибка 3. Ушел в себя, вернусь не скоро.
Ситуация знакома всем, кто учился в институте. Лектор теряет связь с миром, весь уходит в свой доклад, что-то увлеченно (или нет) бубнит, совершенно не обращая внимания, понимает ли его кто-то.
Или такое: лектор так собой очарован, что забывает , что слушатели пришли на не него полюбоваться и восхититься его умом, красотой и опытом, а получить для себя что-то.
Не хотелось бы оказаться в такой ситуации? Тогда все просто. Рассказ о себе сократите до необходимого минимума, чтобы слушатель понял, что вас стоит послушать, но и не переутомился. Во время выступления как можно чаще обращайтесь к аудитории с вопросами (пусть и риторическими), с предложениями подумать, с отсылками к ситуациям, им знакомым. (Ну, примерно, как я в этой статье ;)
Ошибка 4. Why so serious?
Юмор и самоирония - сделают выступление на любую самую скучную тему ярким и запоминающимся.
Есть заблуждение, что на серьезных мероприятиях нужно говорить как можно более сложными словами, как можно более формально строить предложения, а зрители все сплошь интеллектуалы, которые даже наедине с собой не смеются над тупыми мемасиками из интеренета. Серьезно?
Мы все живые люди, которые только носят маски и играют в "важных шишек на важном совещании". Дайте жизни в выступлениях. Шутить можно и в рамках этой игры, не создавая неловкостей. Тонко и изящно. Пусть не будет хохота, но легкая усмешка в уголке рта - это победа. Вам будут очень благодарны за возможность хоть на долю секунды расслабиться и по-настоящему понять, о чем вы говорите, а не делать важный вид, ни черта не понимая)
Ошибка 5. Бубубу. Плохая речь.
Самую идеально подготовленную презентацию похоронит невнятная монотонная речь. Красиво говорить - это искусство. Ему нужно учиться, и это возможно в любом возрасте.
Речь идет о технике речи, куда входит дикция, громкость, тембр, и умение доходчиво подать текст, грамотность речи.
В интернете полно бесплатных и платных уроков по техничке речи, есть море учебников, курсов и тренингов. Как минимум - слушайте хорошие выступления звездных спикеров, аудиокниги с лучшими дикторами. Запишите свое выступление и послушайте. Так вы хоть немного, но исправите ошибки подачи.
Убедитесь, что
- вас слышно!!!
- вы не засоряете речь всякими "ЭЭЭ", "ааа", причмокиваниями и другими спецэффектами
- вы не засыпаете, в голосе и речи есть энергия
- каждое ваше слово понятно и четко произнесено
- речь звучит, как музыка в стиле джаз - не монотонно, есть ускорения и замедления, паузы, разная громкость и высота звука
- вы проверили, где правильно ставить ударения и как произносить слова.
На этом сегодня всё!
Если интересно еще почитать по теме публичных выступлений - пишите в комментариях, и я напишу статью.
А если нужна помощь в подготовке к выступлениям индивидуально или коллективно- обращайтесь, подготовлю и упакую.