Найти в Дзене
Шпаргалка по миру

3 июня — Всемирный день велосипеда

Праздник официально провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года. Велосипед используется уже два столетия и является простым, недорогим, надёжным и экологически чистым видом транспорта. А это история его создания .

Памятник изобретателю велосипеда Ефиму Михеевичу Артамонову в Екатеринбурге.
Памятник изобретателю велосипеда Ефиму Михеевичу Артамонову в Екатеринбурге.

Первым изобретателем велосипеда, считается Артамонов Ефим Михеевич, крепостной, с Демидовского Нижнетагильского завода. Ефим занимался доставкой металлических креплений, и часто ходил от Нижнего Тагила до Старо-Уткинской пристани и обратно — 80 верст в одну сторону, это если считать по прямой. А 200 лет назад дороги были так себе. Хотя кое-где и сейчас такие же. В 1800 году Ефим изобрел первый велосипед-самокат, который состоял из двух железных колёс, деревянного сиденья, педалей, руля и поворачивающегося колеса. Переднее колесо было в три раза больше заднего, и они были скреплены изогнутой металлической рамой. Копия велосипеда Артамонова и по сей день хранится в Нижнетагильском краеведческом музее.

Копия велосипеда Артамонова в Нижнетагильском краеведческом музее. Фото: https://history1.ru/fates/tpost/29623kvjps-petri-luchshii-drug-fizkulturnikov
Копия велосипеда Артамонова в Нижнетагильском краеведческом музее. Фото: https://history1.ru/fates/tpost/29623kvjps-petri-luchshii-drug-fizkulturnikov

В 1801 году, в год кончины царя Павла I, была назначена коронация Александра I, на неё послали Ефима Михеевича с изобретённым велосипедом. Императору Александру новое изобретение так понравилось, что он пожаловал 25 золотых рублей и «вольную» Ефиму Артамонову.

Летом 1802 года в Нижнем Тагиле ряд мастеров сделали «самокаты», более лёгкие и изящные, чем Артамоновский. Однако хозяева прогресс не оценили и обвинили мастеров в краже «хозяйского железа», за что были биты батогами все, у кого имелись самокаты. «Хозяйское железо» было изъято и пущено на переплавку. Сам Ефим Михеевич был отправлен в ссылку.

Первый запатентованный велосипед-самокат, в 1817 году, создал немецкий профессор, барон Карл фон Дрез из Карлсруэ. Двухколёсная конструкция была снабжена рулём и деревянной рамой, и в целом выглядела как велосипед без педалей. В течение последующих пятидесяти лет особых изменений с конструкцией не происходило, пока в 1870-х не стала набирать популярность схема «пенни-фартинг», название которой происходит от внешнего вида британских монет пенни и фартинга. Переднее колесо — большое и с педалями, а заднее —маленькое.

В 1884 Джон Кемп Старли, английский изобретатель, сконструировал велосипед в привычном для нас виде и назвал модель Rover — «Скиталец» или «Бродяга». Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел на сиденье между ними.

Если бы не эти люди 150-200 лет назад, то не видать бы нам велосипедных прогулок на парковых дорожках, велогонок, велосипедов-тандемов, цирковых медведей и артистов на одноколёсных велосипедах (до сих пор не пойму, как они на них катаются и не падают).

Были ли у вас интересные истории, связанные с велосипедами? В детстве или уже во взрослой жизни? Пишите в комментариях, мы с удовольствием прочтём!

Так что со Всемирным днём велосипеда, друзья! С праздником!