Найти тему

Летние городские лаборатории: подробности и секреты

Интервью с руководителем проекта Анной Латышевой

Мы тут принимаем заявки в Летние городские лаборатории и видим множество знакомых имен - ребята растут, но возвращаются к нам. В чем секрет: интересные эксперименты, вкусная еда, дружеское общение? Пролить свет на эту загадку помогла Анна Латышева - руководитель Летних городских лабораторий.

В своем интервью она рассказывает, как устроены самые научные недельные смены Москвы, а еще отвечает на главные вопросы родителей. За 5 минут чтения вы узнаете:

- В чем секрет атмосферы Летних городских лабораторий

- Какие супергерои становятся ведущими и вожатыми

- Как быстро ребята заводят друзей

- Удается ли участникам совмещать интеллектуальный и активный отдых.

- Аня, привет! В Летние городские лаборатории год от года возвращаются десятки детей. Как ты думаешь, почему? Что в них особенного?

Если честно, я даже никогда не считала, сколько детей возвращается в Летние лаборатории. Я понимаю, насколько их много, когда мне начинают звонить и писать родители, номера которых я записала несколько лет назад, и это очень крутое чувство. Родители узнают меня на программах, здороваются и задают вопросы, как будто мы давно знакомы.

Думаю, что ребята возвращаются в первую очередь из-за особой атмосферы. Летние городские лаборатории - это смесь неформального дружеского общения с наукой. Это именно та среда, в которой хочется находиться детям.

Ведущие и вожатые разговаривают с ребятами на одном языке и делают все, чтобы участникам было эмоционально комфортно. Дети хотят расти и развивать свои знания именно в Умной Москве.

Очень важен уровень подготовки вожатых и ведущих. Все они - молодые ученые, выпускники лучших вузов Москвы. С ними можно поговорить о чем угодно, задать любые вопросы. Это привлекает детей, им хочется ходить на смены из года в год.

- Что делает команда для создания этой особой атмосферы?

Мне кажется, мы не делаем ничего особенного. Просто наши ведущие умеют разговаривать с детьми как со взрослыми, и при этом сохранять легкость и непосредственность общения. Можно сказать, у нас научная семья - команда относится к этому не как к работе, а как к маленькой жизни, где можно пообщаться с младшими единомышленниками и поделиться тем, что интересует их самих. Так всегда было на наших научных программах, и это настроение мы переносим в Летние городские лаборатории.

- Кто может стать ведущим или вожатым в Летних городских лабораториях?

На роль ведущего Летних городских лабораторий мы отбираем самых опытных ведущих научных программ, у которых за плечами минимум год работы. Еще мы уделяем большое внимание манере общения и выносливости - не всякий человек, который драйвит детей 2 часа, может сохранять бодрость 5 дней подряд. Ну и наконец, ведущими Летних городских лабораторий становятся те, кто готов в любой ситуации помочь команде и не боится трудностей.

Вожатых мы набираем среди талантливых ассистентов - ребят, которые еще не начали сами вести программы, но хорошо ладят с детьми, умеют “зажигать”. Они не так давно работают в проекте, но прекрасно поддерживают атмосферу. Особенно мы ценим “вожатскую жилку” - ассистент должен любить играть с ребятами, организовывать их, развлекать между мастер-классами и учить дружить.

- Ребятам хватает 5 дней смены? За это время у них успевают сложиться дружеские отношения друг с другом?

Любой ребенок скажет, что этой недели ему мало. Хотя мой опыт подсказывает, что 5 дней достаточно, чтобы все крепко сдружились.

Я работала в лагерях, длившихся и по 5 дней, по 10, и по 3 недели. Важно не как долго ребенок находится в среде, а какие люди его окружают. Мы набираем ребят с одним кругом интересов, поэтому у всех точно есть общие темы для разговоров. Ребята 9-10 лет и 11-13 лет занимаются в разных отрядах, так что в группах у всех похожий уровень развития, никто не выбивается, и детям проще найти общий язык.

Несмотря на то что в Летних городских лабораториях много научных занятий, мы проводим вожатские игры на командообразование, помогаем им знакомиться. На каждом мастер-классе нужно общаться, ведь эксперименты делаются в парах или в командах. Ребята должны помогать друг другу и делиться опытом. В любом случае за первые два дня все сближаются. Я знаю много историй, когда после Летних городских лабораторий дети создавали чаты, общались в них и становились лучшими друзьями.

Конечно, за 5 дней ребенку сложно освоить весь материал, который дают ведущие. Но от этого детям только больше хочется продолжить развиваться. Некоторые даже в один отряд записываются по два раза, другие приходят к нам в научные кружки или покупают абонемент на программы.

- А что делают вожатые, если ребенок трудно сходится с другими детьми, чувствует дискомфорт от общения и предпочитает проводить время один?

Мы никогда не давим на ребят, которые испытывают трудности в общении. Все ведущие и вожатые уважают личное пространство человека. У нас нет задачи всех подружить насильно - мы создаем комфортную обстановку. Дети сами раскрываются, встречают похожих людей.

У нас никогда не будет аниматоров, которые “растрясают” детей, развлекают их во что бы то ни стало. Наши ведущие в первую очередь находят тему для общения, интересную участнику, стараются понять его.

По моим наблюдениям, ребят, избегающих общения, немного. Дело в том, что в Летние городские лаборатории дети просятся сами, их не подталкивают родители. Они знают, куда идут, и какой опыт хотят получить от общения, поэтому трудностей почти не бывает.

- Чем будут заниматься дети в свободное от занятий время?

В этом году мы разработали совершенно новую сетку мероприятий. У нас будут игры между отрядами, квесты-постанционки (игры, в которых дети бегают между станциями по карте и выполняют разные задания, прим.ред.), спортивные игры.

Внутри отрядов мы будем играть в ролевые игры, например, “суд”. Во время этой игры детям нужно представить себя в роли прокурора, адвоката или присяжного, и вынести вердикт по этически сложному делу. Еще мы планируем проводить интеллектуальные квизы и активные игры на свежем воздухе - волейбол, футбол, скакалка.

- Летние городские лаборатории уже много лет подряд проходят в Культурном центре ЗИЛ. Почему каждый раз вы выбираете эту площадку?

Во-первых, у нее идеальное местоположение - почти самый центр, куда одинаково удобно ехать из любой точки Москвы.

Во-вторых, у Культурного центра охраняемая территория, и никто из ребят не может случайно выбежать за забор и потеряться.

На заднем дворе есть классная спортивная площадка, которая прекрасно подходит для игр. Рядом есть парки, где мы гуляем с детьми, а еще множество кафе, в которых можно вкусно поесть. В этом году мы выбрали кафе “Проект еда” - оно специализируется на детском питании и предоставляет полноценные обеды. Кроме этого у нас есть полдники, а в каждой аудитории мы поставили вазу с фруктами.

Наконец, нам очень нравится атмосфера здания Культурного центра ЗИЛ. Это ценный памятник архитектуры с историей, в нем большие и комфортные аудитории, много места для игр даже внутри.

- Многие родители задают вопросы о безопасности экспериментов. Что ты можешь сказать об этом?

Все опыты на мастер-классах абсолютно безопасны. Ребята обязательно работают в халатах, перчатках и очках. Для химических экспериментов мы используем растворы с низкой концентрацией веществ, поэтому они не опаснее, чем соль на кухне. Все операции, которые могут привести к травме, делают наши ведущие.

А еще важно помнить, что все ведущие и вожатые имеют большой опыт работы в реальных исследовательских лабораториях, и всегда соблюдают технику безопасности. Детей мы тоже учим всем правилам.

- Как в Летних городских лабораториях относятся к гаджетам у детей?

Отличный вопрос! Мы знаем, насколько это серьезная боль родителей - когда дети сидят в телефонах все время. Но мы приняли решение не забирать ни у кого устройства, поскольку это личная вещь каждого ребенка. Мы знаем, что дети не сидят в телефонах на наших занятиях, поскольку эксперименты и общение вживую для них гораздо важнее игр в гаджетах. Все сами стремятся участвовать во всех активностях, а ведущие и вожатые помогают ребятам втянуться.

Для биологического отряда, например, наличие телефона с интернетом будет обязательно, поскольку он используется на мастер-классах. Конечно, если у кого-то еще нет смартфона, мы обязательно что-нибудь придумаем.

Мы можем забрать телефон ребенка и хранить его у себя, если родитель сам попросит об этом кого-нибудь из команды. Многим, возможно, так будет спокойнее.

Если у ребенка еще нет телефона, но ему нужно позвонить, мы с радостью дадим ему устройство и поможем связаться с родителями.

- Как родители могут узнать, что происходит в Летних городских лабораториях?

В нашем инстаграме smartmoskva_camp мы постоянно выкладываем свежие посты и истории с фотографиями детей. Показываем, как прошли опыты, что ели на обед, в какие игры играли.

Каждый вечер мы отправляем родителям письмо с отчетом о том, чем занимались ребята. С помощью них вы можете обсудить, как прошел день и поддержать беседу за ужином.

А еще в конце дня родители могут пообщаться с вожатыми и ведущими ребенка и узнать у них больше индивидуальных подробностей. Если у вас есть личные просьбы, например, ребенку нужно принимать лекарства или следить за питанием, наша команда обязательно к ним прислушается и поможет ребенку.

Выбрать смену и забронировать путёвку в лаборатории можно ЗДЕСЬ.

____________

Sciencely — это образовательные программы для детей 7-16 лет в онлайне и офлайне, а также наборы для научных экспериментов. Мы, выпускники естественнонаучных факультетов МГУ и молодые врачи, делаем непонятное понятным и для ребят, и для родителей. Занимайтесь и будьте с нами: https://scly.me/us