Советское искусство лично у меня ассоциируется с чем-то монументальным. Чаще всего я обращаю внимание на архитектуру того периода, да и все вы тоже. Просто мало кто задумывается о том, что даже наши классические пятиэтажки это тоже своего рода искусство. Но сегодня я выложу подборку не связанную с архитектурой или скульптурами. Сегодня будем смотреть на живопись. Если кто-то ожидает увидеть таких титанов как Александр Дейнека или Татьяна Яблонская, то не ждите. Сегодня будет подборка из картин художников, фамилии которых большинству, наверное, ничего и не скажут. Во всяком случае, я как человек далёкий от живописи и по большому счёту равнодушный к ней, прежде не слышал эти имена. Да и картины тоже мне нигде не встречались. Нет, это не какой-то эксклюзив. Это просто тот период в отечественной живописи, который как-то словно потерялся с годами. И на него не принято обращать внимание. И да. Это никакое не исследование. Я просто выбрал ряд картин, которые показались мне интересными.
Собственно начнём. Заглавная картина принадлежит кисти такого художника как Недбайло Николай Михайлович, а называется она «Наши гуляют». Ниже же полотно за авторством Бортнова Пётра Степановича. Увесистое у неё название - «Бессмертие». Кто ж знал тогда, что со временем большинство портретов прорисованных тут будут незнакомы молодому поколению. Я к слову далеко не всех тут смог опознать.
Впрочем, живопись вроде «Бессмертия» тоже можно отнести скорее к разряду монументального искусства. Я же хотел скорее показать что-то обычное. Что-то понятное и близкое нам всем. Вот, например, берём картину «Пост ГАИ» от Скобелева Михаила Александровича. Знакомо ведь это всё вам?
Рабочий человек во времена Советского Союза был важен. О нём снимали фильмы и естественно писали картины. Вроде таких как «На Пермском нефтеперерабатывающем заводе». Автор Каменский Василий Васильевич. Здесь нет никакого авангарда или чего-то внезапного, но тем и хорошо вот такое искусство. Это просто один из штрихов эпохи.
Если вы водитель со стажем, то безошибочно определите, что происходит на следующей зарисовке. Надпись ГАИ выдаёт. Картина же носит будничное название «Техосмотр». Написал её Ветрогонский Владимир Александрович. Или нарисовал? Тут всё-таки не красками сделана она.
Следующее полотно очень тревожное и грустное из-за названия. Архиреева-Бевз Фаина Николаевна выбрала непростую тему. Собственно, картина называется «А наши не вернулись» и сразу же понятно, что за ветеран сидит тут перед нами. Написано это дело в 1984 году.
Следующая картина называется «Память». Создал её Собакин Афанасий Петрович уже на излёте Советского Союза в 1989 году. И почему-то глядя на неё какая-то тоска берёт. При этом отмечу, что я человек невпечатлительный, но тут вот живописцу удалось что-то затронуть у меня внутри.
В начале же 80-х годов рисовали всё ещё такие добрые картины вселяющие оптимизм. Перед нами образец подобного искусства, который называется «В новом районе». Создала его Рукавишникова Елена Александровна. Перечисляю фамилии художников, и становится мне грустно. Будь у нас точно так же развита реклама и маркетинг, всё это продавалось бы с аукционов за хорошие деньги. Более того я уверен, что даже сейчас можно сделать такую живопись модной.
Для картины, на мой взгляд, очень важно название. Так она приобретает ещё какой-то смысл. Вот перед нами обычные люди, сидящие за столом. Но Фарзалиев Чингиз Абдул Меджид оглы назвал свое творение «После праздника». И сразу же фантазия начинает что-то рисовать в голове. Возникают какие-то вопросы, и воображение изобретает сюжеты.
Точно такая же история с произведением авторства Цыплакова Виктора Григорьевича. Перед нами «Время» 1979 года. Глядя на этот сюжет я почему-то сразу же вспомнил свою бабушку. Точно такая же косынка у неё всю жизнь на голове, точно так же она всегда любила сесть и задумчиво смотреть куда-то. В детстве я не понимал, куда она смотрит. Сейчас понимаю, потому что и сам иногда сижу точно так же.
А вот очень такой простой и забавный сюжет. Жуков Николай Николаевич «На страже детского белья». Интересно с натуры ли это писалось или просто фантазия художника? Но даже если и фантазия всё равно забавно. Скульптура и гирлянды выстиранного белья смотрятся занятно.
Вот так выглядит весна, по мнению художника Жидкова Александра Александровича. Как вы наверняка уже поняли, называет это «Весна» и не могу не отметить того, что она весьма сурова. Почему-то у людей тут совсем не счастливые лица. Хотя казалось бы 1971 год на дворе.
Очень приглянулась мне работа такого художника как Добрынин Виталий Федорович. «Майская стройка» 1986 года. Правдоподобно прорисованы лица и одежда рабочих. Да и в целом картина передаёт атмосферу советских тружеников. Только голубь, конечно, тут лишний.
Глушков Спартак Александрович. «С правнуком» 1972 год. Довольно интересная техника. Помню одно время иллюстрации в книгах, так было модно делать. Всего два цвета, но и как видите с ними можно работать.
Картину «Бригада штукатуров» я запросто могу представить в книге Венедикта Ерофеева. Вот той книге, которая описывает передвижение в электричке. Рисовала же это Ирина Николаевна Воробьева в 1972 году. Возможно из-за этого у меня такие ассоциации.
На первый взгляд может показаться, что «Майский сад» рисовал ребенок. Но нет, не ребенок, тут тоже довольно интересный подход к технике. Автор Зарецкий Виктор Иванович, писал же картину он в 1986 году. В такой стилистике было бы интересно посмотреть мультфильм.
Ещё одна «Весна», но в этот раз куда более оптимистичная. Зардарян Оганес Мкртичевич её создал. Очень здорово передана атмосфера гор и молодости.
Следующий образец я вставлю для того что бы показать всё многообразие подходов к живописи. Вот так выглядела «Репетиция» в 1982 году по версии Калинина Вячеслава Васильевича. Не покидает меня ощущение, что у певицы существует прототип, но не буду говорить, на кого я думаю. Вдруг у кого-то есть свои версии.
Очень нежная и трогательная зарисовка под названием «Семнадцатая весна». Эх, где мои 17 лет? Да там же где и ваши. Покрылись пылью и давно уже прожиты. Автора кстати зовут Козьминых Юрий Яковлевич.
Крайне любопытная зарисовка от такого художника как Кушнир Вениамин Владимирович. Назвал он это дело «В праздничный день». Такое ощущение, что дело происходит в Молдавии. И к слову интересно, не родственник ли это другого Кушнира? Того, что написал книгу «100 альбомов советского рока».
Далее у нас идёт «Радость» от такого художника как Клычев Иззат Назарович. Вообще это часть триптиха, но мне попался лишь этот кусок.
Попов Борис Андреевич. «У самовара». Здесь меня чем-то привлекла техника. Касаемо же сюжета задумался о том, что и не помню, что бы я пил чай из блюдца. Может, такое и было, но разве что в детстве. В сознательном возрасте я чай предпочитаю разбавлять холодной водой или же дожидаться когда он остынет. Про самовар и вовсе промолчу. За ним точно не сидел никогда.
Пройдёмся немного по авангарду. Или как это называется? Между прочим, перед нами «Девушка с очками». Автор Раяк Ефим Моисеевич. Для 1979 года, наверное, смело. Хотя как смело? Рисовал и рисовал себе человек. Не факт, что у него было признание по Советскому Союзу, но ведь и предыдущие фамилии вам наверняка ни о чем не говорят.
Далее идёт у нас Чемсо Валерия Федоровна с зарисовкой «В лифте». Тут всё просто, но почему-то мне понравилась эта картина. Спокойная такая.
Зато очень неспокойная следующая картина. Называется она «Финиш» за авторством с художника с непривычной фамилией. Зовут его Кесккюла Андо Альфредович. Я, честно говоря, подумал бы, что это что-то современное, но нет. Тоже 1979 год.
Переходим к закату Советского Союза. Художник Макаров Сергей Алексеевич с полотном «Кухня». 1991 если что. Приглядевшись можно выявить массу деталей и чем больше рассматривать картину, тем сильнее будет негативное впечатление. Какие-то бутылки, разваливающиеся стены. Одним словом упадок и деградация.
Окончу же я таким автором как Старостин Михаил Гаврильевич и его полотном «Безмолвие». Тоже 1991 год. Впереди нас всех ждала удивительная в своей безнадёге эпоха. Но это уже совсем другая история.
Надеюсь, вам было любопытно прикоснуться к советской живописи. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.