Прогресс не стоит на месте. Вместе с развитием технологий, развиваются и информационные технологии. Сейчас они касаются всех сфер деятельности человека – от производства продукции, до передачи данных. В настоящее время информационные технологии позволяют совершать различные операции не выходя из дома, дистанционно. Это позволяет сохранить время, и минимизировать затраты. Из-за этого дистанционное обслуживание интересно в банковской сфере.
Давайте рассмотрим, где дистанционное банковское обслуживание лучше – у нас, или в Америке?
Что вообще подразумевает под собой услуга дистанционного обслуживания?
Это возможность без посещения отделения банка исполнять банковские операции. С помощью компьютерных или телефонных сетей. Рост количества операций, которые можно выполнить дистанционно растет, а вместе с ним растет потребность в создании новых каналов электронного обслуживания клиентов. Для банков, которые поддерживают дистанционное обслуживание, это является несомненно плюсом.
Когда у нас изначально начало появляться дистанционное банковское обслуживание?
В 1990-х годах. Одним из первых банков, который занимался этой системой, был Инкомбанк. Он разработал систему Инком-Телебанк. Но, в 1998 году произошел кризис, и на смену этому банку пришли другие. Которые активно начали продвигать дистанционное обслуживание – это ГУТА Банк и Автобанк (в настоящее время это УРАЛСИБ и ВТБ-24). Прошло не так много времени, но в настоящий момент дистанционное обслуживание стала выбирать большая часть населения.
В России, в настоящее время, существует единственный виртуальный банк. Он образовался он в 1992 году. Банк 24.ru – тот единственный банк, работает он по Свердловской области. Этот банк осуществляет круглосуточную работу со своими клиентами, и позиционирует себя как автоматизированный. Качество обслуживания, брэнд и маркетинг очень развиты внутри него. Впервые пластиковые карты в России появились в 1989 году.
Наиболее развито дистанционное обслуживание не во всей России, а в основном в Московских и Ленинградских банках. Это связано с наибольшим количеством самих банков в этих областях, и соответственно наибольшим количеством частных клиентов. По данным на 2020 год, 56% населения России пользуются только дистанционным обслуживанием – приложения онлайн. Но, в связи с новым постановлением о программном обеспечении только отечественном, работа дистанционных банков может быть прекращена.
Теперь рассмотрим политику обслуживания в США.
Впервые упоминание о дистанционном управлении банковскими услугами возникло как раз таки в США. Принято считать родоначальником данной системы систему, созданную в 80х годах. Она позволяла получать всю необходимую информацию о банковском счете и управлять ею. Эта система была названа как "Домашний Банк". Задумка для создания этой системы произошла из-за запрета открывать новые филиалы в других штатах.
Также, США занимает первое место в числе стран, которые проводили исследования на тему дистанционного банковского обслуживания. Первые банковские карты появились в США. Они предназначались для оплаты в ресторанах и крупных торговых точках.
Внедрение пластиковых карт предоставило доступ к дистанционному обслуживанию – а именно созданию банкоматов. Первым виртуальным банком стал Security First Network Bank, учрежденный в США в 1995 году. Он не имел ни одного офиса, и вся работа в нем осуществлялась именно через интернет.
На основе этой информации, мы видим, что в США дистанционное обслуживание зародилось раньше, чем в России. Также, за рубежом оно более развито, чем у нас. Но система пользования едина, и мало чем различается.