21 век является веком стартапов. Стартап — это начинающий бизнес, который собирает инвестиции для запуска. Зачастую у этих парней есть только идея, ничего более. Но сомнительность данных бизнесов не мешает им собирать миллионы инвестиций.
Венчурными инвестициями называются инвестиции в эти самые стартапы. Венчурные инвестиции очень развиты на Западе. К примеру, такие кампании как Uber, Airbnb или криптовалюта Ethereum изначально являлись стартапами. Но как этот рынок развит у нас и стоит ли вкладываться в стартапы? Давайте разбираться.
Стартапы в России
Казалось бы, какие стартапы в нашей стране? А они есть и постепенно развиваются. Активно культура венчурных инвестиций в России начала развиваться в 2010 году. Тогда начали появляться первые площадки для стартапов.
С этого времени в Российские стартапы вкладывается всё большее количество людей с каждым годом. Прирост инвестиций в эту сферу: около 10% ежегодно. Структура стартапов развивается, пусть и медленно.
Сейчас в России нет удобных площадок для размещения стартап проектов. Объём инвестиций мал, т.к. крупные бизнесы, да и обычные люди пока не понимают культуру венчурных инвестиций. Но со временем всё больше людей верят в стартапы и постепенно начинают в них инвестировать.
Количество стартапов в России не велико, но зато качество этих стартапов высоко. Яндекс, Mail.ru, Авито — все эти кампании изначально были стартапами.
Система венчурных инвестиций в России развивается, пусть и до идеала ей далеко. Давайте посмотрим, как устроены венчурные инвестиции в самой развитой стране в этом плане — США.
Стартапы в США
Больше всего культура венчурных инвестиций развита в Кремневой долине, то есть в Сан-Франциско. Там ежедневно проходят сотни новых показов стартапов. Программисты со всего мира мечтают попасть в Сан-Франциско.
Но у такой развитости есть минусы. Их 3:
- большая конкуренция;
- нужны огромные вложения в стартап;
- на инвестициях сложно заработать.
Давайте остановимся на каждом пункте подробнее. Из-за огромного количества стартапов в США, инвесторы досконально изучают проект, потому как бывают случаи, когда стартаперы просто сбегают со средствами инвесторов, а число убыточных стартапов просто колоссально. Для того, чтобы вас заметили, у вас должна быть крутая и уникальная идея, профессиональные сотрудники и огромные средства на рекламу. Из этого выходит второй пункт.
Для успешного запуска стартапа в США нужны огромные вложения: вы должны купить аппаратуру, оплачивать зарплату сотрудникам и вкладывать огромные средства в рекламу. Это всё отвлекает от работы над тем, что вы рекламируете, соответственно, продукт выходит некачественным. Многие обманщики этим пользуются: делают красивую обложку, рекламу, собирают большие деньги и... Исчезают со всеми финансами.
Из-за мошенников и неуспешных стартапов венчурные инвестиции становятся сложнейшим делом. Для того, чтобы найти хороший проект в США, вы должны изучить множество показателей и владеть нехилой интуицией.
Да, стартапы в США очень развиты, каждый уборщик является венчурным инвестором. Но из-за такого развития выбиться, а также заработать очень сложно.
Стоит ли вкладываться?
Стартапы являются рисковым делом. Действительно успешными бизнесами становятся единицы, а вот сбегают с деньгами многие. Я бы порекомендовал вам вкладываться в те стартапы, продукт которых вы купили бы лично. Рассматривайте это не как инвестицию, а как пожертвование. Если выстрелит - круто, нет- вы ожидали этого.
Был ли у вас опыт в венчурных инвестициях? Или может вы бы хотели открыть свой стартап? Делитесь своим опытом и идеями в комментариях.