Найти тему
Темы на все времена

Ученье - свет. Часть I. О мотивации

Статья была написана ещё в первый день весенних каникул.  Я просто планировала рассказать, по каким книгам занимается мой старший сын в свободное время. Но сначала надо было обсудить, как он пришёл к идее о том, что заниматься все же надо, даже если у тебя все прекрасно с учебой. И получилось так, что о книгах здесь уже рассказывать не стоит - слишком много текста ))

Помните себя в каникулы? Я (вечная отличница) так уставала за четверть всегда, что к учебникам не прикасалась совершенно. Если это были недельные каникулы, то ещё ничего. А вот после лета ветер в голове гулял во всю мощь. Помню, что в сентябре было тяжко все вспоминать. Но у меня мотивация на учебу (хотя, кто из детей тогда знал про мотивацию, кроме: будешь плохо учиться - дворником станешь), строилась на простых моментах - стыдно учиться плохо, подумают, что глупая, смеяться будут. 

Если идти по жизни с лозунгом «Цель оправдывает средства», то ничего плохого в такой учебе нет. Медаль получила, в университет поступила, все, как у людей ))) Родители довольны, гордятся ))) Но на старших курсах университета, особенно после учебы по обмену в Германии, я задумалась, что как-то это все было неправильно. Главное - пять. А что по факту в голове осталось - десятое дело. Выучила, сдала, забыла все, что было неинтересно. А интересны мне были литература, английский и история. И можно же было больше сил вкладывать в эти предметы, а не рваться на все пятёрки везде. Зачем мне пять по биологии или ОБЖ? В общем, так меня затянул вопрос, что есть осознанная учеба, что нам, на самом деле, надо от школы и университета, что пришлось аж диссертацию писать )))

Первое, что я растолковывала своему старшему сыну ещё до школы, что учеба - это на всю жизнь в современном мире. Что не работает правило индустриального общества: я закончил школу, училище и или вуз, пришёл на предприятие, получил опыт, все, хватит, теперь я - умный, никакой больше учебы, сам учу молодняк. Возможно, работаю всю жизнь на одном месте. 

Сейчас специальность может устареть, пока человек ее получает! Поэтому главное, что мы должны понять, что смысл учебы - в самой учебе. То есть, прежде всего, мы учимся учиться... Потому что принцип - можно напихать в голову определённое количество знаний, отчитаться проверяющему, получить аттестат или диплом, и все - свободен, больше не актуален.  

Теперь разберёмся с мотивацией. Она может быть негативной (знакома нам всем с детства) - это то самое «не будешь учиться, станешь дворником» или (самое простое), чем угрожают малышам «двойку поставят, смеяться будут». Какое-то время на отрицательной мотивации можно ехать. Кто-то даже до конца школы дотягивает. Или универа... А дальше? Во взрослой жизни никто не стоит над тобой, не заставляет учиться, а если больше 10 лет выезжал только на этом, то без пинка сложно... 

Но дети соскакивают с отрицательной мотивации раньше... В 14 лет уже понятно, что двойки - не конец света... А про дворника, вообще, смешно. Можно не учиться, вообще, и стать блогером! По крайней мере, в 14 уже такая аргументация будет. 

Я - за мотивацию положительную. Человек понимает и осознает, что он учится потому, что без этого - никуда (я не про высшее образование сейчас, а хотя бы про среднюю школу). И в учебе его двигает не страх, а интерес. 

Только не надо создавать у ребёнка картинку, что учеба - это только интерес и позитив. Нет, конечно. Это долго, сложно местами, нервно. Но без этого - никак. Сложно - это не значит плохо! Сложно - это точка роста. Если все легко, ты не развиваешься. 

И я считаю, что учителя не должны мотивировать... Демотивировать - тоже, но это - разговор отдельный. Но вот прыгать аниматором и искать индивидуальный подход ко всем тридцати ученикам в каждом классе - нет.  Кстати, даже очень мотивирующие учителя не помогут, если дети не хотят учиться, не знают, что надо вкладывать усилия...

Фото автора. Вите повезло, ему встречаются потрясающие педагоги. Абсолютно все. Это - просто урок в парке с учителем в начальной школе. Все дети, кроме Вити, удачно повернулись спиной ))
Фото автора. Вите повезло, ему встречаются потрясающие педагоги. Абсолютно все. Это - просто урок в парке с учителем в начальной школе. Все дети, кроме Вити, удачно повернулись спиной ))
Фото автора. На обычный урок физкультуры пригласили футболистов из местного футбольного клуба
Фото автора. На обычный урок физкультуры пригласили футболистов из местного футбольного клуба
Фото автора. Прошли «Бородино» - отправились в музей-панораму «Бородинская битва» вместе с учителем литературы
Фото автора. Прошли «Бородино» - отправились в музей-панораму «Бородинская битва» вместе с учителем литературы

Мотивация - дело семейное. Мама и папа работают. Они годятся тем, что делают (не притворяются, дети это сразу раскусят, а, правда, гордятся), обсуждают успехи (и неуспехи тоже, они же - живые люди). Делятся тем, что нового узнают на работе... Ребёнок это впитывает, понимает, что при всем этом работа ещё и даёт возможность покупать самое необходимое и не только. Это ещё и путешествия, поддержка всяческих хобби, дополнительное образование и развитие... В этом контексте учеба уже выглядит понятнее и нужнее. 

Разумеется, мы не сможем сразу объяснить и показать это на своём примере трёхлетнему, скажем, ребёнку. Даже у семилетки не будет четкой картины - хочу быть как папа, поэтому с радостью принимаю 11 лет школы и ещё пяток - университета))) Формирование такой картины мира - процесс долгосрочный. 

Мотивация детей дошкольного и младшего школьного возраста строится на простом: у меня получилось, я радуюсь и иду дальше. Не получилось? Попробую ещё раз, но энтузиазма будет меньше. Снова не вышло? Да ещё и поддержки нет, могу и отступить... 

Фото автора. Старший брат, который постоянно чем-то занят - тоже отличная мотивация для дошкольника
Фото автора. Старший брат, который постоянно чем-то занят - тоже отличная мотивация для дошкольника
Фото автора. Младшего не нужно специально усаживать за занятия
Фото автора. Младшего не нужно специально усаживать за занятия

Наша задача - не дать отступить. Поддержать. Помочь отработать то, где есть непонимание, неуверенность. Создать крепкий фундамент, на котором нормально удержатся все остальные знания, а не шаткую конструкцию... Найти книги, курсы, научные программы, которые играют такие разные и бесконечно положительные роли спасательного круга для тех, кто уже еле барахтается. Суфлёра для начинающего артиста, который просто от страха сцены может подзабыть свой текст. Друга, который не посмотрит с высока, с которым можно не бояться быть собой. Увлекательнейшего экскурсовода. Проводника по незнакомому и пугающему, но очень интересному миру. Ребёнок, начинающий учиться, будет примерять на себя все эти роли. Помощники ему будут очень нужны!  

Фото автора. Очень мотивирует совместная деятельность. Тексты мы с Витей всегда пишем параллельно. Потом читаем, обсуждаем, что-то друг другу советуем
Фото автора. Очень мотивирует совместная деятельность. Тексты мы с Витей всегда пишем параллельно. Потом читаем, обсуждаем, что-то друг другу советуем

Про книги и пособия поговорим во второй части статьи. Продолжение следует...