Статья была написана ещё в первый день весенних каникул. Я просто планировала рассказать, по каким книгам занимается мой старший сын в свободное время. Но сначала надо было обсудить, как он пришёл к идее о том, что заниматься все же надо, даже если у тебя все прекрасно с учебой. И получилось так, что о книгах здесь уже рассказывать не стоит - слишком много текста ))
Помните себя в каникулы? Я (вечная отличница) так уставала за четверть всегда, что к учебникам не прикасалась совершенно. Если это были недельные каникулы, то ещё ничего. А вот после лета ветер в голове гулял во всю мощь. Помню, что в сентябре было тяжко все вспоминать. Но у меня мотивация на учебу (хотя, кто из детей тогда знал про мотивацию, кроме: будешь плохо учиться - дворником станешь), строилась на простых моментах - стыдно учиться плохо, подумают, что глупая, смеяться будут.
Если идти по жизни с лозунгом «Цель оправдывает средства», то ничего плохого в такой учебе нет. Медаль получила, в университет поступила, все, как у людей ))) Родители довольны, гордятся ))) Но на старших курсах университета, особенно после учебы по обмену в Германии, я задумалась, что как-то это все было неправильно. Главное - пять. А что по факту в голове осталось - десятое дело. Выучила, сдала, забыла все, что было неинтересно. А интересны мне были литература, английский и история. И можно же было больше сил вкладывать в эти предметы, а не рваться на все пятёрки везде. Зачем мне пять по биологии или ОБЖ? В общем, так меня затянул вопрос, что есть осознанная учеба, что нам, на самом деле, надо от школы и университета, что пришлось аж диссертацию писать )))
Первое, что я растолковывала своему старшему сыну ещё до школы, что учеба - это на всю жизнь в современном мире. Что не работает правило индустриального общества: я закончил школу, училище и или вуз, пришёл на предприятие, получил опыт, все, хватит, теперь я - умный, никакой больше учебы, сам учу молодняк. Возможно, работаю всю жизнь на одном месте.
Сейчас специальность может устареть, пока человек ее получает! Поэтому главное, что мы должны понять, что смысл учебы - в самой учебе. То есть, прежде всего, мы учимся учиться... Потому что принцип - можно напихать в голову определённое количество знаний, отчитаться проверяющему, получить аттестат или диплом, и все - свободен, больше не актуален.
Теперь разберёмся с мотивацией. Она может быть негативной (знакома нам всем с детства) - это то самое «не будешь учиться, станешь дворником» или (самое простое), чем угрожают малышам «двойку поставят, смеяться будут». Какое-то время на отрицательной мотивации можно ехать. Кто-то даже до конца школы дотягивает. Или универа... А дальше? Во взрослой жизни никто не стоит над тобой, не заставляет учиться, а если больше 10 лет выезжал только на этом, то без пинка сложно...
Но дети соскакивают с отрицательной мотивации раньше... В 14 лет уже понятно, что двойки - не конец света... А про дворника, вообще, смешно. Можно не учиться, вообще, и стать блогером! По крайней мере, в 14 уже такая аргументация будет.
Я - за мотивацию положительную. Человек понимает и осознает, что он учится потому, что без этого - никуда (я не про высшее образование сейчас, а хотя бы про среднюю школу). И в учебе его двигает не страх, а интерес.
Только не надо создавать у ребёнка картинку, что учеба - это только интерес и позитив. Нет, конечно. Это долго, сложно местами, нервно. Но без этого - никак. Сложно - это не значит плохо! Сложно - это точка роста. Если все легко, ты не развиваешься.
И я считаю, что учителя не должны мотивировать... Демотивировать - тоже, но это - разговор отдельный. Но вот прыгать аниматором и искать индивидуальный подход ко всем тридцати ученикам в каждом классе - нет. Кстати, даже очень мотивирующие учителя не помогут, если дети не хотят учиться, не знают, что надо вкладывать усилия...
Мотивация - дело семейное. Мама и папа работают. Они годятся тем, что делают (не притворяются, дети это сразу раскусят, а, правда, гордятся), обсуждают успехи (и неуспехи тоже, они же - живые люди). Делятся тем, что нового узнают на работе... Ребёнок это впитывает, понимает, что при всем этом работа ещё и даёт возможность покупать самое необходимое и не только. Это ещё и путешествия, поддержка всяческих хобби, дополнительное образование и развитие... В этом контексте учеба уже выглядит понятнее и нужнее.
Разумеется, мы не сможем сразу объяснить и показать это на своём примере трёхлетнему, скажем, ребёнку. Даже у семилетки не будет четкой картины - хочу быть как папа, поэтому с радостью принимаю 11 лет школы и ещё пяток - университета))) Формирование такой картины мира - процесс долгосрочный.
Мотивация детей дошкольного и младшего школьного возраста строится на простом: у меня получилось, я радуюсь и иду дальше. Не получилось? Попробую ещё раз, но энтузиазма будет меньше. Снова не вышло? Да ещё и поддержки нет, могу и отступить...
Наша задача - не дать отступить. Поддержать. Помочь отработать то, где есть непонимание, неуверенность. Создать крепкий фундамент, на котором нормально удержатся все остальные знания, а не шаткую конструкцию... Найти книги, курсы, научные программы, которые играют такие разные и бесконечно положительные роли спасательного круга для тех, кто уже еле барахтается. Суфлёра для начинающего артиста, который просто от страха сцены может подзабыть свой текст. Друга, который не посмотрит с высока, с которым можно не бояться быть собой. Увлекательнейшего экскурсовода. Проводника по незнакомому и пугающему, но очень интересному миру. Ребёнок, начинающий учиться, будет примерять на себя все эти роли. Помощники ему будут очень нужны!
Про книги и пособия поговорим во второй части статьи. Продолжение следует...