Их столетиями преследовали и сжигали живьем, государевы войска осаждали и брали штурмом непокорные монастыри, тайны скиты разоряли, а почитаемых старцев отправляли в тюрьмы с заранее подготовленными для них кладбищами — но последователи старой веры по-прежнему живут среди нас, крестятся двумя перстами и молятся так, как завещали им предки и пламенный протопоп Аввакум.
Вспоминаем три невероятных истории веры, казней и гонений тех, кто не отрекся от двоеперстия.
История первая: Соловецкое сидение и гари
Одним из следствий церковного раскола стали гари — массовые самосожжения людей, не принявших реформ патриарха Никона. Первую крупную гарь спровоцировала осада Соловецкого монастыря — так называемое Соловецкое сидение 1668-1676 годов.
Монахи в течение 8 лет держали осаду против стрельцов, закрывшись в монастыре, который считался одним из самых укрепленных. Стрельцы сумели попасть в монастырь только после предательства одного из монахов, который показал им тайный ход.
Большинство из пяти сотен защитников монастыря погибли в бою или были казнены. Однако Дьякон Игнатий покинул монастырь еще до начала осады и основал старообрядческое поселение в лесах Заонежья. В январе 1687 он с соловецкими старцами водворяется в Палеостровском монастыре.
Игнатию было видение: «...четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще».
Храм-корабль становится символом спасения от Антихриста, а самосожжение — последним способом сохранить истинную веру.
Когда к монастырю подошли царские войска, чтобы арестовать раскольников, Игнатий поднял свой огненный корабль в небо. В первой Палеостровской гари сгорело 2700 человек. Вскоре гари запылали по все Руси от Соловков до Сибири и Алтая.
История вторая: мученики за веру
Не все раскольники, принявшие смерть в огне, делали это по своей воле. Гарям противопоставлялись официальные казни. В 1685 году царевна Софья издает закон, определяющий наказание для раскольников.
В первом пункте закона сказано:
«Которые раскольщики святой церкви противятся, и хулу возлагают <…> чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно <…> и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять».
Смертная казнь через сожжение применялась к захваченным последователям старой веры, которые упорствовали и не желали принять нововведения патриарха Никона. Раскольников сжигали в срубах — и люди, виновные лишь в том, что не отказались от веры предков, до последнего вздоха метались в огненной клетке.
Так закончил свой земной путь и протопоп Аввакум — самый известный лидер старообрядцев, талантливый проповедник и ревнитель веры. Это был человек несгибаемой воли, готовый бороться за свои убеждения до конца. Его морили голодом, ссылали в Сибирь, держали в земляной яме — но ничто не смогло сломить пламенного протопопа и заставить его принять новую веру.
Аввакум впервые в истории сам написал свое «Житие» — повесть о жизни и борьбе. Его острый и полемический язык до сих пор интересно читается в переводах на современный русский язык.
Особенность в том, что житие — это не просто биография, а определенный жанр со строгими канонами. Его писали, во-первых, только про святых, и во-вторых, только после их смерти. Аввакум смог обойти оба канона.
Академик Д.С. Лихачев писал:
«Трудно выговаривается это слово «писатель» – применительно к Аввакуму. Он больше чем писатель, ибо отдал свою жизнь за то, что писал… В тысячелетней истории русской литературы имя протопопа Аввакума горит среди имён ярчайших его представителей – рядом с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым».
Духовного лидера раскольников протопопа Аввакума сожгли в срубе по приказу царя 24 апреля 1682 года «за великие на царский дом хулы». По легенде, последними его словами были «Храните веру старую».
История третья: Заречный тын
В период патриаршества Никон вел борьбу с противниками руками власти. Часть староверов была казнена, часть ушла в глухие регионы. Борьба со старообрядцами не закончилась с уходом Никона и велась с переменным успехом вплоть до 20 века.
Староверов преследовали, казнили и сажали в тюрьму. Многие были вынуждены уйти на север или в Заволжье. Часть сбежала на Дон, на Урал, в Сибирь или на Дальний Восток — но и там им не было покоя.
В 1735–1737 годах на Урале активно выискивали по лесам и дальним скитам раскольников. Высочайшее повеление государыни Анны Иоанновны гласило: «Необращающихся к церковному соединению раскольников содержать на казенных заводах под крепким караулом, сделав для того особливые дворы с высоким тыном, и употреблять к горным работам».
Такой тын и построили в Екатеринбурге весной 1738 года. Тайный советник В.Н. Татищев, горный начальник и почти что царь заводского края, лично начертил план Заречного тына — тюрьмы для старообрядцев практически в центре города. На чертеже заботливо обозначено кладбище — предполагалось, что никто из узников не покинет тюрьмы и после смерти. Первыми обитателями тына стали около 80 выловленных по лесам раскольников.
За почти 15 лет существования Заречного Тына тюремное кладбище приросло более чем сорока могилами. Лишь в 1752 году оставшихся в живых раскольников выслали в монастыри Тобольска «на увещания». Последние старообрядцы были отпущены из тюрьмы лишь в феврале 1765 года, в эпоху послаблений Екатерины II. Часть освобожденных провела в Заречном тыну больше двадцати пяти лет.
Притеснения староверов полностью прекратились лишь в конце 20 века.
Подробнее в религиозном и культурном феномене раскола разбираемся на вебинаре «Старообрядцы: другая сторона православия» с религиоведом Константином Михайловым. Поговорим об истории раскола и судьбах не принявших новую веру, о выдающихся личностях и о том, как события семнадцатого столетия отражаются в современности. Присоединяйтесь, чтобы узнать о русском аналоге «подземной железной дороги», религиозной эмиграции и различиях между поповцами и беспоповцами.