Найти тему
Level One

Как раскольники боролись за веру. Три невероятных истории

Оглавление

Их столетиями преследовали и сжигали живьем, государевы войска осаждали и брали штурмом непокорные монастыри, тайны скиты разоряли, а почитаемых старцев отправляли в тюрьмы с заранее подготовленными для них кладбищами — но последователи старой веры по-прежнему живут среди нас, крестятся двумя перстами и молятся так, как завещали им предки и пламенный протопоп Аввакум.

Вспоминаем три невероятных истории веры, казней и гонений тех, кто не отрекся от двоеперстия.

История первая: Соловецкое сидение и гари

Одним из следствий церковного раскола стали гари — массовые самосожжения людей, не принявших реформ патриарха Никона. Первую крупную гарь спровоцировала осада Соловецкого монастыря — так называемое Соловецкое сидение 1668-1676 годов.

Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь

Монахи в течение 8 лет держали осаду против стрельцов, закрывшись в монастыре, который считался одним из самых укрепленных. Стрельцы сумели попасть в монастырь только после предательства одного из монахов, который показал им тайный ход.

Подавление восстания в Соловецком монастыре, лубок 19 века.
Подавление восстания в Соловецком монастыре, лубок 19 века.

Большинство из пяти сотен защитников монастыря погибли в бою или были казнены. Однако Дьякон Игнатий покинул монастырь еще до начала осады и основал старообрядческое поселение в лесах Заонежья. В январе 1687 он с соловецкими старцами водворяется в Палеостровском монастыре.

Игнатию было видение: «...четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще».

Храм-корабль становится символом спасения от Антихриста, а самосожжение — последним способом сохранить истинную веру.

«Самосожжение старообрядцев в конце XVII века», Мясоедов Г.Г., 1882-84 год.
«Самосожжение старообрядцев в конце XVII века», Мясоедов Г.Г., 1882-84 год.

Когда к монастырю подошли царские войска, чтобы арестовать раскольников, Игнатий поднял свой огненный корабль в небо. В первой Палеостровской гари сгорело 2700 человек. Вскоре гари запылали по все Руси от Соловков до Сибири и Алтая.

История вторая: мученики за веру

Не все раскольники, принявшие смерть в огне, делали это по своей воле. Гарям противопоставлялись официальные казни. В 1685 году царевна Софья издает закон, определяющий наказание для раскольников.

В первом пункте закона сказано:

«Которые раскольщики святой церкви противятся, и хулу возлагают <…> чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно <…> и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять».

Смертная казнь через сожжение применялась к захваченным последователям старой веры, которые упорствовали и не желали принять нововведения патриарха Никона. Раскольников сжигали в срубах — и люди, виновные лишь в том, что не отказались от веры предков, до последнего вздоха метались в огненной клетке.

Сожжение старообрядца Павла, епископа Коломенского, 1656 год. Миниатюра 19 века.
Сожжение старообрядца Павла, епископа Коломенского, 1656 год. Миниатюра 19 века.

Так закончил свой земной путь и протопоп Аввакум — самый известный лидер старообрядцев, талантливый проповедник и ревнитель веры. Это был человек несгибаемой воли, готовый бороться за свои убеждения до конца. Его морили голодом, ссылали в Сибирь, держали в земляной яме — но ничто не смогло сломить пламенного протопопа и заставить его принять новую веру.

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум

Аввакум впервые в истории сам написал свое «Житие» — повесть о жизни и борьбе. Его острый и полемический язык до сих пор интересно читается в переводах на современный русский язык.

Особенность в том, что житие — это не просто биография, а определенный жанр со строгими канонами. Его писали, во-первых, только про святых, и во-вторых, только после их смерти. Аввакум смог обойти оба канона.

Академик Д.С. Лихачев писал:

«Трудно выговаривается это слово «писатель» – применительно к Аввакуму. Он больше чем писатель, ибо отдал свою жизнь за то, что писал… В тысячелетней истории русской литературы имя протопопа Аввакума горит среди имён ярчайших его представителей – рядом с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым».

Духовного лидера раскольников протопопа Аввакума сожгли в срубе по приказу царя 24 апреля 1682 года «за великие на царский дом хулы». По легенде, последними его словами были «Храните веру старую».

«Сожжение протопопа Аввакума», Мясоедов Г.Г., 1897 год.
«Сожжение протопопа Аввакума», Мясоедов Г.Г., 1897 год.

История третья: Заречный тын

В период патриаршества Никон вел борьбу с противниками руками власти. Часть староверов была казнена, часть ушла в глухие регионы. Борьба со старообрядцами не закончилась с уходом Никона и велась с переменным успехом вплоть до 20 века.

Староверов преследовали, казнили и сажали в тюрьму. Многие были вынуждены уйти на север или в Заволжье. Часть сбежала на Дон, на Урал, в Сибирь или на Дальний Восток — но и там им не было покоя.

Богослужебная книга раскольников и лестовка, 18 век. Лестовка (от др-рус. «лествица», то есть «лестница»  — разновидность старообрядческих четок. Внешне лестовка напоминает лестницу и символизирует духовное восхождение с земли на небо.
Богослужебная книга раскольников и лестовка, 18 век. Лестовка (от др-рус. «лествица», то есть «лестница» — разновидность старообрядческих четок. Внешне лестовка напоминает лестницу и символизирует духовное восхождение с земли на небо.

В 1735–1737 годах на Урале активно выискивали по лесам и дальним скитам раскольников. Высочайшее повеление государыни Анны Иоанновны гласило: «Необращающихся к церковному соединению раскольников содержать на казенных заводах под крепким караулом, сделав для того особливые дворы с высоким тыном, и употреблять к горным работам».

Такой тын и построили в Екатеринбурге весной 1738 года. Тайный советник В.Н. Татищев, горный начальник и почти что царь заводского края, лично начертил план Заречного тына — тюрьмы для старообрядцев практически в центре города. На чертеже заботливо обозначено кладбище — предполагалось, что никто из узников не покинет тюрьмы и после смерти. Первыми обитателями тына стали около 80 выловленных по лесам раскольников.

Копия плана Заречного Тына из Музея истории Екатеринбурга
Копия плана Заречного Тына из Музея истории Екатеринбурга

За почти 15 лет существования Заречного Тына тюремное кладбище приросло более чем сорока могилами. Лишь в 1752 году оставшихся в живых раскольников выслали в монастыри Тобольска «на увещания». Последние старообрядцы были отпущены из тюрьмы лишь в феврале 1765 года, в эпоху послаблений Екатерины II. Часть освобожденных провела в Заречном тыну больше двадцати пяти лет.

Притеснения староверов полностью прекратились лишь в конце 20 века.

Подробнее в религиозном и культурном феномене раскола разбираемся на вебинаре «Старообрядцы: другая сторона православия» с религиоведом Константином Михайловым. Поговорим об истории раскола и судьбах не принявших новую веру, о выдающихся личностях и о том, как события семнадцатого столетия отражаются в современности. Присоединяйтесь, чтобы узнать о русском аналоге «подземной железной дороги», религиозной эмиграции и различиях между поповцами и беспоповцами.