Благотворительность существует в человеческом обществе примерно столько же, сколько и само понятие «общество». Традиционная форма благотворительности выглядит так: отдать что-то ненужное тому, кому оно нужнее. Однако усложнение социальных связей и нарастающая глобализация мира сделали этот подход не совсем эффективным. В самом деле, зачем голодающим жителям Африки теплые одеяла?
Решением могло бы стать сведение благотворительности исключительно к денежным пожертвованиям. Но не все готовы жертвовать свои деньги на благотворительные цели. Как обратить ненужные вещи в денежный поток для нуждающихся?
Выход нашёлся в следующем подходе: благотворительные организации продолжают собирать ненужные людям вещи и выставляют их в продажу в специальных магазинах. Там они стоят значительно дешевле аналогов (что уже само по себе стало помощью для многих), а вырученные от продажи средства расходуются на конкретную помощь нуждающимся по всему миру: кому-то продуктами, кому-то медикаментами, кому-то образовательными услугами, и так далее.
Иными словами, благотворительный магазин – это отличный способ сделать любое пожертвование универсальным. В такие магазины сдают одежду, старую мебель, книги и даже автомобили. Итак, механизм этого явления более или менее понятен. Рассмотрим крупнейшие мировые сети благотворительных магазинов.
Британия
Оксфордский комитет помощи голодающим (или «Oxfam») – это пионер благотворительных магазинов и создатель этой системы в ее нынешнем виде. Изначально, комитет планировал оказать посильную помощь Греции, население которой страдало от последствий гражданской войны, начавшейся сразу после Второй мировой. Жители Британии охотно откликнулось на призыв о помощи, вот только основную массу пожертвований составила теплая одежда, а нужна была еда.
Глядя на это, комитет принял весьма разумное решение: продать полученную одежду по сниженным ценам, а на вырученные деньги закупить продукты питания и оплатить их доставку в Грецию. Идея сработала. Причем, настолько хорошо, что сейчас магазины сети «Oxfam» есть по всей Британии.
Еще одна важная сеть благотворительных магазинов из Великобритании принадлежит Юношеской Христианской Ассоциации (также известна как YMCA). Она примечательна тем, что помимо магазинов создала сеть бесплатных детских лагерей (преимущественно в США). Кроме того, это первая организация, которая осознала, что их магазины – это не просто магазины, а средство благотворительности. На основании этого ассоциации удалось выбить у правительства Британии ряд налоговых и арендных льгот.
США
Бывшая колония Британии не отстает в развитии благотворительных магазинов. На территории страны действует множество организаций, которые собирают денежные средства на благотворительные цели через магазины.
Одна из наиболее известных – «Goodwill Industries». Задача этой организации состоит в переобучении людей востребованным профессиям. Обучение проводится бесплатно, а потому оно доступно социально незащищенным категориям граждан: бывшим заключенным, молодым людям, пожилым пенсионерам, и так далее.
Чтобы оплачивать услуги преподавателей, аренду помещений и стажировку учеников в известных компаниях, организация развернула крупную сеть благотворительных магазинов. Также она добилась налоговых льгот не только для себя, но и для своих жертвователей. В условиях США, где к налогам власти относятся очень чутко, это большое достижение.
Австралия
И снова бывшая Британская колония. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что крупнейшая сеть благотворительных магазинов этой страны принадлежит французскому обществу Святого Викентия де Поля. Еще более забавным этот факт выглядит от того, что во Франции нет магазинов этого общества.
Организация запустила сеть магазинов под вывеской «Vinnies», которая разрослась до 700 точек. Репутация этих магазинов в Австралии такова, что даже ребенок знает: если в жизни случилось какое-нибудь затруднение – иди в «Vinnies». Здесь можно получить некоторые вещи бесплатно, если вы докажете, что у вас сейчас действительно тяжелая ситуация. Под «вещами» мы имеем в виду все, что угодно: от одежды до дизельных генераторов и сантехнического оборудования.
О чем нам говорит вышесказанное?
О том, что люди вполне охотно отдают на благотворительность то, что им самим не нужно. Расстаются они с такими предметами гораздо охотнее, чем с деньгами. А благотворительный магазин решает две задачи:
- 1. Перераспределяет эти предметы в пользу тех, кому они нужнее (помните о низких ценах в таких местах);
- 2. Трансформирует пожертвованные вещи в деньги, которые можно потратить на то, что нужно обездоленным.
Система показала свою эффективность по всему миру, и мы не видим причин, почему бы не реализовывать подобную схему в России. Несмотря на то, что Российское законодательство в области благотворительных магазинов пока не отработано, в России тоже есть благотворительные магазины в разных городах страны.
А вы бывали в благотворительном магазине? Расскажите в комментариях!
Поставьте лайк и подпишитесь! Вам не трудно, а нам — приятно.