Посмотрел с детьми «Полет над гнездом кукушки». Фильм 1975 г.! В который раз поразился, как иногда меняется со временем (мое) восприятие некоторых фильмов. Когда-то Макмёрфи однозначно мной воспринимался как положительный герой, ведущий персональный поединок за свободу против медсестры Рэтчед, конченной злобной… штучки. Ну если медсестра как была, так и осталась тварью, то Макмёрфи за прошедшие годы серьезно изменился. Как это я раньше не замечал, что это социопат, уголовник и весьма недалекий великовозрастный гопарь, очень своеобразный борец за свободу? И не то чтобы авторы фильма это скрывали. Макмёрфи попал в тюрьму за изнасилование пятнадцатилетней девушки, причем вот как он объясняет свой залет главврачу: «она выглядела на тридцать пять, сказала, что ей восемнадцать, и вообще, она сама хотела, ну вы же, док, мужчина, понимаете, я не мог устоять». Короче, «не мы такие, жизнь такая». А на вопрос, все ли в порядке с его головой, отвечает: «Я чертов гений современной науки». Ну то есть вполне узнаваемый типаж, которых полно на просторах России.
Почему я не замечал это раньше?
Скорее всего, дело в актерской харизме Джека Николсона. К тому же, у него хотя и есть безумие в глазах, но в целом для роли уголовника он слишком интеллигентен. (Кстати, меня всегда в советских фильмах бесило, что уголовники всегда очень культурные, и внешне, и по повадкам). И, конечно, вряд ли зрители в 1975 году были готовы воспринимать в главной роли по-настоящему отрицательного персонажа. Я не уверен, что они и сейчас к этому готовы.
Перейдем от героя к коллективу - в данном случае к коллективу психов из отделения медсестры Рэдчед. С ними тоже не все однозначно. С одной стороны, психи производят впечатление почти нормальных людей с небольшими странностями. Макмёрфи и относится к ним, как почти нормальным: будоражит их, вдохновляет на сопротивление, побуждает тягу к свободе и самостоятельности. С другой стороны, у всех у них реальные проблемы с ментальным здоровьем, и жить вне больницы они не могут. Макмёрфи, как вечному инфантилу, на это наплевать. И даже здоровенный индеец Вождь, который в конце так красиво и духоподъёмно выбивает решетки мраморной тумбой и убегает в лес, очевидно, в этом лесу жить не способен и в конце концов или погибнет, или вернется в больницу к своей швабре. Не, я все понимаю про романтических героев, про социальные модели и прочую возвышающую красоту. Но вот почему раньше на меня только она и действовала, а сейчас явно лезет в глаза утопичность этого романтизма. Психам нужна стабильность, в условиях свободы они нервничают и сходят с ума.
Конечно, для художественного произведения неоднозначность - это несомненный плюс. Но если эту ситуацию хоть как-то соотнести с реальностью, то… хотелось бы больше однозначности. Психов жалко.
Насколько подавляющий режим выстроен в клинике? Да не особенно. Глава отделения медсестра Рэдчед – однозначно садистка и гадина. Но кроме нее в издевательствах никто из персонала не замечен. Охранники ведут себя по отношению к пациентам вполне спокойно и доброжелательно. Цепляются разве что только к Макмёрфи, и то потому что он не больной, а уголовник. (Адские эпизоды с прожиганием мозга электротоком я сейчас из рассмотрения выпускаю).
Напоследок, вполне серьезно. Фильм снимался в 1975 году в настоящей американской психиатрической клинике. Роль главврача играл реальный главврач, в эпизодах участвовали пациенты клиники. Клиника в фильме в значительной степени похожа на настоящую американскую клинику. А теперь давайте представим, можно ли было снять подобный фильм в российском психоневрологическом интернате? И даже не сорок пять лет назад, а сейчас? И в каком жанре получился бы этот фильм?