На любой работе успешное выполнение задач во многом зависит от руководителя, его умения поставить цели, наметить пути их достижения и организовать коллектив. Один из молодых руководителей нашего предприятия – начальник отдела закупок 38-летний Анатолий Латушко. Он занял эту должность не так давно, в конце прошлого года, и с тех пор подтверждает правильность выбора высшего руководства.
Среди работников отдела о нем можно услышать только положительные отзывы. Их эмоциональное «среднее арифметическое» – «человек без всяких «кипящих чайников», то есть спокойный и корректный, с чисто деловым подходом к работе. А еще он «компетентный, ответственный, целеустремленный, беспристрастный и по-человечески добрый».
К ценным качествам Анатолия Латушко, без сомнения, можно отнести и хорошее знание завода. Ведь он начинал карьеру с рабочей профессии. В 2005 году устроился токарем в МЦ-2 после окончания машиностроительного колледжа. Впоследствии Анатолий заочно окончил Белорусский государственный педагогический университет и Белорусский национальный технический университет. Последняя полученная им квалификация – «специалист по логистике – экономист».
В 2008 году Анатолий Латушко перешел в отдел закупок экономистом в бюро поставок крупных деталей и узлов. Хорошо изучив специфику работы подразделения, в 2016 году был назначен начальником бюро новой техники, электрооборудования и метизов – заместителем начальника отдела. И вот – следующая ступень.
Мы побеседовали с Анатолием Латушко и выяснили секреты завоевания авторитета в коллективе, предпочтение им позиции «командира» или «отца» и применяемые им принципы принятия важных решений.
– Анатолий Антонович, как вы считаете, качества руководителя – врожденные, или их можно развить? Лично у вас лидерские качества проявлялись с детства?
– По моему убеждению, задатки лидера должны быть врожденными. Но в дальнейшем их необходимо постоянно развивать, не останавливаясь. Сейчас для этого есть масса возможностей: в свободном доступе, в Интернете и специальной литературе, – множество информации по менеджменту.
Лично я уже в детстве, и в играх, и в школьных занятиях, нередко брал инициативу на себя, особенно, если мне было интересно. Конечно, в детстве я еще не задумывался о том, что хочу стать руководителем, но в юности такое определенное желание уже появилось. Но по-прежнему я хотел брать на себя роль лидера только в тех областях, где испытывал настоящий интерес.
– Как вы видите место руководителя в коллективе, его статус, задачи?
– Руководитель – это своеобразный центр силы, последнее звено в принятии решений. Главная функция руководителя – обеспечить эффективное выполнение задач, поставленных перед подразделением. Для этого нужно уметь сплотить коллектив, объединить и скоординировать усилия всех работников.
– Из чего складывается авторитет руководителя?
– Авторитет складывается не одномоментно, а на основании общего восприятия работы руководителя на протяжении некоторого периода времени. Есть две стороны авторитета: перед подчиненными и перед вышестоящими. С подчиненными важно проявлять справедливость, честность, порядочность. Вышестоящие главным образом оценивают эффективность работы. Определяющее значение и для тех, и для других имеет умение руководителя добиться от работников добросовестного выполнения функций, не делая упор на чисто авторитарные методы.
– Каким же образом этого добиться? Как руководителю поддерживать дисциплину в коллективе?
– В первую очередь дисциплина зависит от грамотного подбора кадров. Это должны быть высококлассные специалисты, хорошо понимающие свои обязанности и важность их выполнения для общего дела. В здоровом коллективе проблем с дисциплиной не будет. Если проявляется явная недобросовестность, иногда необходимо прибегать к мерам дисциплинарного воздействия. Но применять их регулярно – не лучший выход. С тем работником, которого иначе нельзя «привести в чувство», следует расставаться без сожаления. Конечно, оптимальный вариант поддержания дисциплины – когда руководитель умеет дать коллективу сильную мотивацию, причем не только финансовую.
– Каковы ваши принципы руководства: больше жесткости или мягкости?
– Существуют различные методики поведения руководителя. Мое убеждение: нужно соблюдать строгий баланс между жесткостью и мягкостью. Я не сторонник слишком жесткого отношения к людям. В то же время, к сожалению, излишняя мягкость тоже негативно влияет на работу. Во главу угла должны ставиться интересы дела, ведь для этого и существует подразделение. Но не следует забывать и про отдельного человека. Ведь это – часть коллектива, звено в цепочке исполнителей общей задачи. В каждом конкретном случае нужно максимально стремиться не нанести ущерба делу, но и сохранить человеческое отношение к работнику.
– Насколько при распределении заданий нужно учитывать индивидуальные особенности специалистов, или от каждого следует требовать выполнения всех задач в рамках работы?
– Конечно, в идеале лучше учитывать индивидуальные особенности. Хотя есть обязательный для всех набор умений и навыков, у каждого – свои сильные и слабые стороны. Желательно исходить из этого при постановке задач. Но в реальной рабочей обстановке не всегда так получается. Есть виды работ, которые приходится выполнять всем, их нельзя переложить с одного на другого.
– На ваш взгляд, допустимы ли приятельские отношения руководителя с подчиненными, или вы предпочитаете всегда соблюдать дистанцию?
– Я противник приятельских отношений с подчиненными. Конечно, не нужно вести себя высокомерно, но нельзя переходить определенную грань. Всегда должно быть четко понятно, кто именно руководитель, и в процессе работы, и даже в неформальной обстановке. Например, на корпоративе. Вообще я приветствую подобные мероприятия, они полезны для сплочения коллектива. Но даже там не позволю себе «распуститься».
– Меняется ли характер человека, когда он занимает серьезную руководящую должность?
– Считаю, что меняется, но не кардинально. Все же характер во многом складывается из врожденных качеств и тех, что сформировались в период воспитания, в детстве и юности. Понятно, на руководящей должности приходится пересматривать подход к некоторым вопросам, становиться более серьезным, ответственным. Но суть характера остается. Если человек на рядовой позиции был приветливым, дружелюбным, а, став руководителем, вдруг начал проявлять высокомерие, грубость, значит, у него просто обнаружились глубоко скрытые черты.
– То есть вы не считаете, что руководитель – это особый человек, принадлежит к некоей «высшей касте»?
– Нет, ведь руководитель не становится частью аристократии или другого привилегированного класса. Руководитель – человек, по своим морально-деловым качествам способный выполнять эту функцию, готовый принять на себя груз ответственности. Причем уровень образования, знаний позволяют ему сделать это.
– Откройте секрет: как принимать сложные решения?
– Всегда нужно выработать несколько вариантов, при необходимости посоветоваться с вышестоящим руководством, иногда обсудить с подчиненными. Главное, решение должно быть обдуманным и выверенным. Иначе потом понадобится тратить много времени и сил на исправление негативных последствий.
– Подытоживая нашу беседу, скажите, пожалуйста: в вашем понимании руководитель – это «командир» или «отец»?
– Безусловно, командир. Хотя коллектив в некотором смысле – семья, руководитель должен руководить. Думаю, для предыдущих поколений было более актуально восприятие руководителя как «отца». Но современному поколению такой подход не близок.
Беседовала Наталья КОНСТАНТИНОВА.
Читайте нас в соцсетях:
#mmz #ммз #руководитель #карьера #дисциплина #лидерские_качества #отношения_с_подчиненными #принципы_руководства