Найти в Дзене
ИНСАЙТ

Чего боятся дети? Почему? И как помочь?

Оглавление

«Мама, я боюсь идти в туалет один», «Папа, не выключай ночник, я боюсь темноты, пауков ...» и многое тому подобное.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Ребёнок растёт в эмоциональном поле родителей, зависит от них. От стабильности системы, в которой он живёт, зависит его жизнь. Если у взрослого могут возникать страхи, например, в связи с экономической ситуацией в мире, то для ребёнка мир — это его семья и ближайшее окружение.

Другими словами - детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Страхи у детей можно разделить на две категории: биологические (природные) и социальные.

К биологическим страхам можно отнести, например, страх собственной смерти и смерти родителей, страх животных, насекомых, высоты, воды/глубины, крови, громких/резких звуков и так далее. Биологические страхи основаны на инстинкте самосохранения, появляются в раннем возрасте и работают на выживание.

Позднее, примерно к семи годам, могут появиться социальные страхи. К ним можно отнести, например, страх оценки/осуждения, непринятия, высмеивания и так далее. По сути, социальные страхи также служат выживанию, но уже выживанию в обществе. Так что деление это, конечно, условное.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причины детских страхов:

1. Негативный детский опыт — это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье. Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной. Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности. Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

6. Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Не стоит забывать еще и о том, что страх может иметь коммуникативную функцию. То есть ребёнок таким образом сообщает о чём-то. Очень важно понять, что таким образом ребёнок пытается сообщить и попытаться найти новый способ коммуникации.

Например, в ситуации развода родителей у ребёнка может возникнуть страх оставаться одному дома. Он ещё не может сказать прямо о том, что он не желает, чтобы родители разводились, он может даже не в полной мере понимать, что именно происходит, но своим страхом ребёнок пытается донести: «Я не хочу, чтобы кто-то из вас уходил. Я хочу, чтобы вы были вместе со мной».

К причинам возникновения детских страхов можно отнести: внушение со стороны родителей; угрозы/наказания; завышенные ожидания; реальная ситуация, напугавшая ребёнка; фантазии и внушения со стороны других детей; конфликты и ссоры в семье; эмоциональный фон родителей; невроз/ внутренний конфликт ребёнка; стиль воспитания; недостаточная физическая активность.
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество и, конечно же, вы рядом!

7. Специалист. В наше время найти подходящего специалиста не составляет труда. Главное — желание.

Мы, детские психологи, всегда готовы помочь ребёнку и поддержать его родителей. Лично я обожаю сказкотерапию, поэтому на занятиях с дошкольниками пользуюсь этим методом. Мы слушаем сказки, сочиняем, проигрываем и оставляем свои страхи в кабинете психолога!

9. Также важно замечать, не получает ли ребёнок вторичную выгоду, держась за свой страх. Если это так, постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка отпала необходимость сохранять свой страх. Например, если ребёнку не хватает внимания, он может начать бояться засыпать один в кровати. Когда родители берут его к себе, он замечательно засыпает. В итоге его страх ему необходим, ведь он обеспечивает ребёнку то, чего ему так не хватает — внимание.

10. Помимо общеизвестных методов работы со страхами — рисунков, сказок, игр, лепки, очень здорово подключать юмор. В «Гарри Поттере и узнике Азкобана» есть замечательный эпизод, где ученикам нужно было справиться с боггартом, который прятался в шкафу. Боггарт принимает вид того, что больше всего пугает каждого конкретного человека. Для кого-то он был клоуном, для кого-то пауком, для кого-то луной и так далее. Так вот методом борьбы с боггартом был юмор. Профессор предлагал сделать свой страх нелепым и смешным. На пауков надеть ролики, луну мысленно превратить в воздушный шарик и так далее.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Считаю, что очень важно обращать внимание на детский страх и помогать ребёнку преодолевать его.

Когда маленький человек побеждает свои страхи при поддержке родителей или специалиста, он узнаёт, что такое защита, поддержка и внутренняя сила (его самого), в полной мере.

Эти знания и опыт помогают ему при формировании таких качеств, как смелость, уверенность и инициативность!

А какие страхи у ваших деток? Делитесь в комментариях!