Найти в Дзене
History mag

Дебаркадер, мозаики и часовая башня - жемчужины Киевского вокзала

Оглавление

Киевский вокзал...Как часто пробегаем мы мимо него в суете, через толпу пассажиров и провожающих, даже не заглянув и не представляя, какая красота находится внутри.

***

Студенческая улица лениво
Выводит нас на Киевский вокзал,
Где под часами вновь неторопливо
Встречаются влюбленные глаза.

Сегодня мы приглядимся к этому зданию внимательнее и узнаем его историю.

Вид с Бородинского моста на Киевский вокзал. 1930-е
Вид с Бородинского моста на Киевский вокзал. 1930-е

Старое здание вокзала (тогда он назывался Брянским) было расположено на месте гостиницы "Славянская". Давайте посмотрим, как это место выглядит сейчас и более ста лет назад.

Это железнодорожное направление соединяло Москву с каменно-угольным донецким бассейном - что изначально было главной задачей компании МКВ (общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги), которая финансировала строительство. Тогда вокзалы и пути строили частные компании, они выпускали акции, а затем, спустя несколько лет, государство выкупало дороги.

Облигации Московско-Киево-Воронежской железной дороги
Облигации Московско-Киево-Воронежской железной дороги

Когда в 1899 году открылась дорога, по ней ходил только один пассажирский поезд, а все остальные были грузовые. Разгружали грузы здесь же и отправляли кораблями по Москве-реке к местам назначения.

Паровоз начала XX века
Паровоз начала XX века

Москвичам не нравилось старое здание вокзала: за неказистый деревенский внешний вид его прозвали "дровяным сараем".

Более 12-ти лет МКВ выслушивает критику, и, наконец, решение о строительстве нового здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала, которое мы видим по сей день, было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы.

Проект доверяют архитекторам И. И. Рербергу (здание Центрального телеграфа на Тверской) и B. К. Олтаржевскому (гостиница «Украина»).

Здание планировалось сдать в 1916 году, но планам не суждено было сбыться - грянула война, а затем и революция. Первый поезд с этого вокзала уходит уже в новой стране - в феврале 1918 года.

В вокзал нас ведут два входа: для пассажиров разных классов, а между ними - камера хранения. Здесь следует сказать, что ни одного дня этот вокзал НЕ работал по классовому разделению, так как первый поезд ушел с него уже после Октябрьской революции - но мы видим следы этого проекта по сей день.

Киевский вокзал был построен в стиле "неоклассицизм", "ампир", не свойственном началу XX века. Этот стиль призван прославлять военную мощь государства, что и нужно было сделать в юбилейный 1912 год.

Купола над входами и многочисленные колонны - отсылка к римскому пантеону. Все это элементы классического стиля "ампир".

-5

По бокам от входов мы видим скульптуры. Слева они изображают рабочих-металлурга и шахтера, олицетворяющие Донбасс, справа - урожай, богатые поля "житницы" империи. Выполнены они из прогрессивного для начала века материала - бетона.

Над входами сверху - керамические майоликовые панно высотой примерно в три метра. Справа изображен Георгий Победоносец (небесный защитник Москвы, а слева - Архангел Михаил (покровитель Киева). В советское время здесь висели гербы СССР.

Архангел Михаил
Архангел Михаил

Над колоннами размещаются черные чугунные скульптуры - они символизируют стихии путешествий.

Слева скульптура символизирует поезда, справа - путешествия по воздуху.
Слева скульптура символизирует поезда, справа - путешествия по воздуху.

Часовая башня вокзала высотой более 50-ти метров с механическими часами - как на Спасской башне. Несколько раз в неделю на ней вручную заводят часовой механизм. Орлы на башенке напоминают нам орлов на памятниках Бородинского поля.

Давайте сегодня вообразим себя пассажирами первого класса начала XX века. Зайдём со входа, подходившего нам по статусу.

Это здание строилось и как вокзал, и как памятник войне 1812 года - поэтому на входе везде нас встречают триумфальные арки и колонны.

-10

Путешествовать поездами до революции было очень дорого, особенно высшим классом, поэтому для этих пассажиров и зал был небольшой - не предполагал большого количества народа.

Зона отдыха для пассажиров первого, второго класса
Зона отдыха для пассажиров первого, второго класса

На потолке читаются буквы МКВ - Московское-Киево-Воронежское общество. Указано и время строительства, но с годом его окончания поспешили - в 1916 году вокзал еще не был построен.

-12

Храм был предусмотрен там, где он сейчас находится - справа от входа, однако, так как открытие вокзала состоялось уже после революции, там организовали справочное бюро.

Сейчас эта историческая несправедливость восстановлена и здесь вновь открыт храм
Сейчас эта историческая несправедливость восстановлена и здесь вновь открыт храм

Каждая деталь в этом здании неслучайна. Казалось бы, зачем на колоннах нужно изображение лиры - это же не Консерватория? Всё просто - предполагалось, что пассажиров первого класса при входе будет развлекать небольшой оркестр.

-14

Пассажиры первого класса должны были коротать время перед поездкой в ресторане, расположенном в одном из самых шикарных залов. Там, где сейчас размещено советское панно, олицетворяющее дружбу России и Украины, висела карта трасс железных дорог. Потолки украшены замысловатой росписью под мозаику. Сейчас через этот зал отправляются пассажиры Аэроэкспресса.

Богатые пассажиры не мерзли под снегом и не мокли под дождем, а сразу должны были проходить на крытый арочный дебаркадер и садиться на поезд.

-16

Это действительно жемчужина Киевского вокзала, проект дебаркадера разработал сам Владимир Шухов (автор Шаболовской башни). Через окошки на крыше проходит теплый свет, здесь свежо, прохладно, очень приятно находиться в любое время года.

К сожалению, только 4 арки дебаркадера остались оригинальными – остальные 27 заменили при реконструкции здания в начале 2000-х (наверное, построить заново посчитали целесообразнее, чем реставрировать старые, к сожалению). Исторические можно узнать по клепкам, способу соединения, который в современных конструкциях заменен на сварку.

С другой стороны дебаркадера стоят часы, а ранее была статуя В.И. Ленина.

-18

Скульптуры с фонариками у дебаркадера- "домовые" вокзала - один встречает, другой провожает пассажиров.

Залы ожидания, предназначенные для пассажиров 3,4 класса - просторнее, так как здесь планировалась наибольшая проходимость людей. Эти залы расписывал известный театральных художник Игнатий Нивинский в военной тематике - к пушкам и знаменам 1812 года позднее прибавилась советская символика.

Для путешественников была предусмотрена возможность набрать холодной воды и кипятка - краны располагались прямо в стене зала.

-21

На полу практически всего вокзала сохранилась знаменитая немецкая метлахская плитка Villeroy&Boch - она не знает сноса, здесь прошли миллионы ног с 1918 года - она не деформировалась и не покоробилась.

В советские годы бывшее багажное отделение вокзала, самый большой зал, убирают под землю, а на его месте делают зал ожидания.

Этот зал тоже становится памятником победы в войне, но уже не 1812 года, а Великой отечественной.

-24

Вот так получается, что и вокзал может быть памятником истории и архитектуры. А если приглядеться - залы ожидания, перроны и фасады поведают вам свои истории.

А вы знали, что скрывает Киевский вокзал? Какие еще московские вокзалы рекомендуете посетить?

Спасибо за внимание!

Фото сделаны в июне 2021 года