Найти в Дзене
Литосфера

"Клеветник", "подлец" или "Солнечный зайчик": история Михаила Зощенко

Любимец женщин, педант, перо которого писало острее разящего меча. Его хулили и боготворили. Любимый народом Михаил Зощенко был с той же степенью эмоций презираем властью: в постановлении ЦК ВКП(б) в 1947 году его назвали "клеветником", "подонком" и "подлецом". Сам же себя писатель всегда называл "Солнечным зайчиком". Кем же был этот великий сатирик Михаил Зощенко? Великий пересмешник советского хамства Родился талантливый писатель 29 июля 1895 года, в официальных источниках есть именно эта дата, однако сам Михаил говорил, что дата его рождения покрыта мраком, причем совсем непролазным. "Родился я не знаю где, в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, а в другом по-другому. По-видимому, один из документов "липа". Который из них липа, угадать трудно, оба сделаны плохо". Искристое перо и бесконечный оптимизм в его произведениях отличал молодого писателя всегда. Зощенко побывал во многих жанрах: юмор, сатира, шарж и гротеск. Михаилу удавалась лирика и проза. Но самое гла
Оглавление

Любимец женщин, педант, перо которого писало острее разящего меча. Его хулили и боготворили. Любимый народом Михаил Зощенко был с той же степенью эмоций презираем властью: в постановлении ЦК ВКП(б) в 1947 году его назвали "клеветником", "подонком" и "подлецом". Сам же себя писатель всегда называл "Солнечным зайчиком". Кем же был этот великий сатирик Михаил Зощенко?

Великий пересмешник советского хамства

Родился талантливый писатель 29 июля 1895 года, в официальных источниках есть именно эта дата, однако сам Михаил говорил, что дата его рождения покрыта мраком, причем совсем непролазным. "Родился я не знаю где, в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, а в другом по-другому. По-видимому, один из документов "липа". Который из них липа, угадать трудно, оба сделаны плохо".

Искристое перо и бесконечный оптимизм в его произведениях отличал молодого писателя всегда. Зощенко побывал во многих жанрах: юмор, сатира, шарж и гротеск. Михаилу удавалась лирика и проза. Но самое главное отличие было в том, что герой Зощенко никогда не жил в "высоком штиле" художественной литературы.

-2

Советская эпоха с ее мещанством, нравственным бескультурьем и коммунальными страстями просто не могла быть высоко-художественной. Поэтому, когда Михаилу однажды дали заказ от газеты написать что-то "очень художественное", то писатель отказался.

Его герой - маленький человек, добытчик личного счастья, который устал от войны и революции. Это не романтический рыцарь и прожженный циничный реалист, это просто тот, кто "помельче", но также достоин счастья. И счастье у него свое, частное. Он приспосабливается к счастью, как к самой жизни.

Этот "мелкий" герой не бьется против власти и не берет штурмом партии во главе с армией. Зощенко не был "трубачом эпохи", но активно продвигал в своем творчестве критику уродства общественной жизни, а также несовершенство человеческой натуры, и за это власть его невзлюбила моментально.

-3

Развеселый гражданин с грустными глазами

"Я родился в конце XIX века, может быть поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням. Должно быть поэтому я юморист", - писал Михаил о себе самом. Отец писателя был художником, а мать - актрисой. Ее рассказы часто печатали в журнале "Копейка". Помимо Михаила в семье было еще семеро детей, и несмотря на дворянское происхождение - Зощенко не были богатеями.

В 13 лет Михаил написал свой первый рассказ - "Пальто". Учился будущий писатель весьма плохо, даже получал единицы по сочинениям и был самым отстающим учеником по русскому языку и литературе. Этот факт его всегда удивлял, ведь Зощенко с детства любил писать и мечтал стать великим писателем. В будущем его любимые женщины на вопрос: "Кого он любит?" получили один единственный ответ: "Я люблю мою литературу...".

-4

В статье "О себе, об идеологии и еще кое о чем" Зощенко подводит итог всей своей жизни и с юмором, присущим ему всегда и всюду, перечисляет кем он был в жизни: студентом Петроградского университета, комендантом почты и телеграфа В Петрограде, инспектором по кролиководству и куроводству, агентом уголовного розыска, постовым милиционером, тормозным кондуктором, сапожником и даже конторщиком. В войну Зощенко даже побывал на фронте и храбро сражался, а также получил 5 боевых наград. Эту сторону жизни писатель никогда не открывал: смеяться на тему войны Зощенко не мог. Но при этом весело резюмировал свои "приключения":

"Арестован - 6 раз, к смерти приговорен - 1, ранен - 3 раза, самоубивался - 2 раза, был бит - 3 раза. Почему? Просто так не везло..." - пишет сатирик.

-5

"Солнечный зайчик" или угрюмый человек?

Корней Чуковский, с которым Зощенко был очень дружен, рассказывает о писателе очень подробно: "Когда я узнал, что он родом полтавец скорее всего, я понял откуда у него эти круглые брови, это томное выражение лица и спокойная насмешливость, затаенная в темно-карих глазах..."

"Мужчина приятной наружности" - именно так говорили героини его рассказов. Красоты Зощенко добавила еще и магия всеобщей популярности. Многие женщины хотели встретиться с ним, писали ему письма, но Михаил только смеялся в ответ и "скрывался" под маской: "Вы не первая совершаете эту ошибку. Должно быть, я действительно похож на писателя Зощенко. Но я не Зощенко, я - Бондаревич".

-6

Зощенко будто разделялся надвое: хулил в произведениях модников, намотавших на себя три километра материи, и в то же время сам был в моде, "как денди лондонский одет". Любил жену - Веру Кербицкую, а потом резко ее разлюбил, когда "солнечный зайчик" в их отношениях исчез. Пропал, испарился...и тогда началась бесконечная вереница "муз":Шепелева, Чалова и множество других. "Любимец женщин" гулял напропалую, вернее даже не так...он просто "позволял" очередной женщине быть рядом:

"Помню, как однажды новая муза поставила мне ультиматум: или я в десять утра оказываюсь на станции метро с чемоданом – или мы не увидимся больше никогда. Всю ночь, лёжа рядом с похрапывающей старой музой, я маялся: что же делать? Вот уже и начинает светать, скоро она проснётся, надо будет ей всё сказать и собирать чемодан.

Как тяжко! За оставшийся какой-нибудь час надо принять тяжёлое решение: оставить старую музу, с которой мы столько пережили? Или наоборот – оставить её (в смысле сохранить). Но тогда придётся оставить молодую прелестную музу (в смысле бросить?).  Да, могуч русский язык: одно и то же слово может означать противоположные действия!.. Но это проблему не решает. Вот сейчас – надо одну «выключить», причём навсегда. Но только представлю себе её в этот момент! Не хочу!..

Организм мой выручил меня – я вдруг почувствовал резкую боль в животе. Потом я уже катался по ковру, крича от боли, – и одновременно ликовал.

Старая муза, балда, никак не могла вызвать «скорую» – правда, звонить надо было из автомата во дворе, большинство из которых были сломаны. Потом врач всё-таки появился, но в этот момент боль, как нарочно, прошла – и он, выругавшись, ушёл.

-7

Я послал жену (будем называть вещи своими именами) звонить снова – боль вернулась, и ещё как! Потом вдруг раздался звонок – и вошла Она, которая ждала меня с чемоданом! Не дождёшься, голубушка, – я болезни принадлежу! Молодая, как более шустрая, вызвала такси, и меня повезли в больницу.

Мы сидели сзади, я обнимал за плечи обеих и думал: какое счастье, что так получилось. «Почечная колика» – мой красивый диагноз! Утро в палате было блаженным. Ничего общего с тем, что накануне. Вдруг один из ходячих, стоя у окна, произнёс: «Какая красивая девка идёт через двор!» Я вздрогнул: сейчас она меня умыкнёт! Хоть бы клизму поставили... Выбираю клизму! Красавцем больше быть не хочу!"

Дома же Зощенко распорядился поставить в квартире вторую дверь, купил себе отдельную плитку и "отгородился" от Веры, той, которая всю жизнь была его единственной женой, сначала "счастливой", а потом "разлюбленной". Зощенко не играл в благородство, однако он не бросал Веру, не "из жалости", а просто потому что не мог по-другому: жена - это то, что должно быть на всю жизнь.

Вера - жена Зощенко
Вера - жена Зощенко

Вера всегда была лишь "женой знаменитого писателя", но при этом любила Михаила, и в годы гонений защищала его смело, даже перед Сталиным, а после печатала его произведения посмертно.

Обратная сторона Луны

Многим кажется, что Михаил Зощенко был только сатириком и юмористом, это совсем не так. Перед читателями часто возникал тонко чувствующий философ. В его первых сохранившихся рассказах Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914) читатель ничего не обнаружит, кроме острой сатиры на социальные несовершенства. А вот если прочтет "Возвращённую молодость" или "Голубую книгу", то поймет, что там нет ни намека на юмор. В этих произведениях открыта "болезненность стороны его существа", как писал Е.Шварц. Это и постоянный страх смерти и бессонница, которой писатель мучился на протяжении всей жизни. Зощенко всегда лечился, так как после пережитой газовой атаки во время войны, страдал от многих недугов.

-9

Иногда Михаил был беззвучным, словно замороженным. Он редко острил в реальной жизни и часто выглядел печально и отстраненно. Однажды Вера увидела, что он весь день пролежал в постели и сказала: "Почему ты лежишь? Пошел бы поработал..." На что Зощенко ответил: "Я работаю, - Вера посмотрела в ответ с недоумением и промолчала, когда Михаил повернулся к ней. Его взгляд снова стал осмысленным, он продолжил: - Я работаю, я думаю".

Это "сырой подвал бессознательного" часто давил в нем юмориста и сатирика.

-10

Исчезнувший "солнечный зайчик"

Свой первый сборник рассказов Михаил Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек! Они раскупались молниеносно: его знали все - рабочие, интеллигенция, и конечно "сильные мира сего". "Баня", "Аристократка", "Беда", огромное количество детских рассказов, например, про Леньку и Миньку, поставили Михаила Зощенко в разряд писателей первого эшелона! Особая форма - рассказ от первого лица, очень нравился читателям, так как они считали, что героем этих курьезных историй становился сам писатель. Однако, в своей статье "Как я работаю", Зощенко всегда признавался: " Лично я пишу чаще всего всего "от господина Бога".

Тонкий психолог Зощенко от природы был очень чувствительным и ранимым, поэтому принять то, что происходило в стране от имени "великого вождя" он не мог. Особенный ужас писатель испытал от "экскурсионной" поездки по Беломорканалу, куда его отправили от редакции одного журнала, а также от знакомства со сталинскими лагерями, где якобы "перевоспитываются" преступники. После выхода рассказа "История одной перековки" Зощенко стал персоной нон-грата.

-11

"Мне теперь никто не звонит...а когда я встречаю знакомых на улице, некоторые из них, проходя мимо меня, разглядывают вывески на Невском так внимательно, будто видят их впервые..." - Михаил осознавал свое "изгнание" не только морально, но и физически. Партийная пресса его практически "заклеймила": всё, что выходит за рамки "положительной сатиры" должно быть запрещено!

"Перед восходом солнца.."

Книгу, к которой писатель шел всю жизнь, в которой хотел с научной и социальной точки зрения обосновать победу над депрессией, просто зашвырнули в мусорное ведро, назвав Зощенко "клеветником". А рассказ "Приключения обезьяны", вообще привел к взрыву: там была усмотрена острая сатира на советскую власть и страну, где даже обезьяны живут лучше, чем люди.

-12

Изгнание из Союза писателей, "трус", "подонок" - и блестящий сатирик Михаил Зощенко становится переводчиком, чтобы попросту не умереть с голоду. Письма к Сталину ни к чему не приводят, и даже смерть вождя народа не меняет положения: Зощенко не печатают. Он перебивается переводами, и даже вынужден работать сапожником на склоне лет, чтобы опять же прокормиться. В 63 года "писатель с перепуганной душой", так он говорил о себе в те страшные годы, скончался. Сердце "солнечного зайчика" остановилось.

Словно дальнему голосу внемлю,
А вокруг ничего, никого.
В эту черную добрую землю
Вы положите тело его.
Ни гранит, ни плакучая ива
Прах легчайший не осенят,
Только ветры морские с залива,
Чтоб оплакать его, прилетят...

А.Ахматова "Памяти М.М.Зощенко"