Алтай великолепен, и самый простой способ посмотреть его более-менее целиком — это поездить на своем авто. Так вы не будете привязаны к одному месту, да и вариантов интересных мест открывается намного больше, чем если ездить на общественном транспорте.
Но не все могут приехать на Алтай на своей машине. Мне, например, из Нижнего ехать нужно было три с половиной тысячи километров и к такому путешествию я не был морально готов. Поэтому пришлось лететь самолетом и уже на месте арендовать машину, но и здесь есть свои подводные камни.
Начнем с того, что летом машины на Алтае нарасхват, поэтому за них дерут три шкуры. Мы брали никакой не представительский автомобиль, а обычный кроссовер В-класса – Хендэ Крету. И даже за нее заломили аж четыре тысячи рублей в сутки!
Помимо путешествий я еще снимаю автомобили, поэтому знаю, что за машину мы взяли и сколько она стоит в прокатах. Например, у официального дилера Хендэ такая же стоит в районе трех с половиной тысяч за день, причем уже с включенной мойкой. Здесь же на четырех тысячах в сутки расходы на машину только начинаются...
Такого слова как каршеринг на Алтае пока нет, а значит бензин здесь при аренде авто оплачивается априори отдельно. Да что там бензин, даже за мойку берут отдельно — дополнительно тысячу рублей.
Справедливости ради нужно сказать, что машины на алтайских дорогах грязнятся реально очень быстро, поэтому мойка — это скорее производственная необходимость, нежели прихоть владельцев проката.
За выдачу машины в неурочное время тоже берут деньги. Мы сдавали машину в восемь утра, и за это взяли пятьсот рублей сверху: видимо, в восемь утра на Алтае мало кто начинает работать. Ну, а если уж и начинают, то это лишний повод взять с клиента лишнюю денежку.
Но самое главное даже не в этих мелочах, когда с клиентов собираются по лишней тысяче или пятисотке просто "из воздуха". На Алтае с машиной можно очень неприятно встрять на дорогостоящий ремонт по вполне объективным причинам, предсказать которые просто невозможно.
На грунтовой дороге словить камень в лобовое стекло проще простого, а страховка такие ущербы не покрывает. Аналогично с колесами: пробил – плати. Точно так же с лакокрасочным покрытием кузова, которое на грунтовках частенько повреждается летящими из-под колес впереди идущей машины камнями.
То есть повредить машину на дорогах Алтая — проще простого, а платить за любое повреждение придется втридорога. И все равно машину в летний сезон найти в горном Алтае не так просто. Люди понимают, что идут на большой риск, но все равно берут авто в прокат.
Мне повезло, и никакой камень в лобовое не прилетел, так что переплатил я разве что за мойку, сдачу в неурочные часы и, возможно, за штрафы, ибо камер на дорогах понатыкано огромное количество. Но об этом я узнаю только через неделю-другую, когда на имя владельца авто придут "письма счастья"...